Игра в чьи ворота?
Строительство новых тюрем — тема наболевшая. О том, что старые переполнены и зачастую не отвечают европейским требованиям — знают все. Поэтому все последние годы, несмотря на кризисный режим финансирования, Минюст обсуждает строительство новой тюрьмы на муниципальной земле в Олайне.
В ходе обсуждения генерал Пуките обнадежил министерство: территория пригодна, площадей для этого хватит. Однако вскоре выяснилось: самоуправление уже сдало эту территорию в аренду частным предпринимателям, и Пуките об этом якобы знал, так как подписал с ними соглашение, о котором не сообщил начальству. Более того: согласно протоколу о намерениях, новая тюрьма должна была в течение 10 лет закупать у этих предпринимателей тепло.
Вот за эти обещания, по мнению министерства, Пуките и нужно было снять.
Однако по версии генерала, речь в данном случае, все было совсем не так: 12 июня 2012 года УМЗ действительно подписало протокол о намерениях с тремя фирмами — OE 1, OE 2 и Burtnieki Elektro — о поставке теплоэнергии. В документе все было достаточно корректно и неоднозначно. А именно: если какая-то из фирм выиграет конкурс на поставку в тюрьмы, цена может может быть очень выгодная — более, чем в два раза ниже рыночной.
В конце того же самого 2012 года министр юстиции Янис Борданс наградил Висвалдиса Пуките за успешную работу. Ни к контракту, ни к другим действиям Пуките претензий не было.
И вот, в апреле 2013 года УМЗ разорвало договор с OE 1 и OE 2. Об этом, может, никто бы и не узнал, однако обе фирмы подали жалобы. Начались публикации в СМИ.
В итоге 27 мая 2013 года министр Борданс принял решение начать дисциплинарное дело против Пуките, в тот же день отстранив его от исполнения обязанностей.
Примерно в это же время дисциплинарная комиссия констатировала: да, две фирмы остались без контрактов, однако нет данных, что УМЗ в одностороннем порядке расторгло договор и в отношении третей фирмы — Burtnieki Elektro.
Что в итоге? Пуките наказали за заключение (и расторжение) договоров с OE 1 и OE 2, но почему-то не обратили внимание на подписание договора с Burtnieki Elektro, который, к тому же, не был разорван.
Какой напрашивается вывод? «Дисцилинарка» была начата не потому, что протокол вообще был заключен, а потому, что был расторгнут договор с фирмами OE 1 и OE 2.
Оргвыводы: генерал лишился должности
По результатам «дисциплинарки» начальника Управления мест заключения был уволен.
В целом пояснения министерства были весьма туманны: возникли опасения, что Пуките, возможно, в течение длительного времени не работал над устранением проблем в области публичных закупок, в результате чего появились сомнения в его способности управлять пенитенциарной системой.
Позже министр юстиции Борданс пояснил: хотя Пуките и указывал, что речь идет всего лишь о протоколах о намерениях, в документах фигурировали конкретные цены и объем теплоэнергии. Закупочные процедуры не проводились.
Сам Пуките о решении министра узнал от журналистов. Он заявил, что не сделал ничего, за что ему могло быть стыдно.
Пуките подтверждатл, что УМЗ не сотрудничало с фирмой, о которой идет речь в дисциплинарном деле, а позжн протокол о намерениях вообще был аннулирован. «Реально, мы ни один сантим не истратили», — уверял уже бывший начальник УМЗ.