Сегодня начали судить вице-президента банка — Юрия Фролова, которому вменяются хищения... Но это не все, начат процесс об отмыве через банк украинских средств на 494 892 340 долларов. Впрочем, в «украинском отмыве» замешано еще два латвийских банка.
Фабула дела
...Суд над вице-президентом Ogres komercbanka был сегодня отложен на сентябрь, едва начавшись. Однако при знакомстве с этим делом возникает очевидное соображение: сам он вряд ли мог провернуть столь масштабную операцию. Судите сами.
Фабула, как сказано в обвинении, такова. Юрий Фролов обещал потерпевшим бизнесменам — Тадеушу К. и Николаю Г. — приобрести офшорки, на которые Ogres komercbanka открыл бы расчетный счет. Но покуда шло оформление документов, Фролов предложил: пусть деньги пока полежат на счету его личной офшорки — MINIVEL LLP. Он даже пообещал клиентам проценты, пока их средства не будут зачислены на их собственные счета.
Клиенты так и сделали, но своих денег так больше и не увидели. Фролов обещал им, что «вот-вот», но средства перевел на свои счета.
Таким образом, как считает следствие, в период времени с 8 сентября 2005 года по 17 января 2006 года Юрий Фролов «злоупотребляя доверием Тадеуша К. и Николая Г., из корыстных побуждений получил денежные средства на общую сумму 5 499 980 долларов».
Далее, по мнению следствия, 555 042 лата были им отмыты.
Филиал «прачечной» — в Киргизии
Так, в период с 8 сентября по 7 октября 2005 года, как считает обвинение, Юрий Фролов перечислил со счета MINIVEL LLP (номер LV36OKBA0003204126939) на расчетный счет GAFENBERG LTD (номер 1231128600000179), открытый в коммерческом банке Киргизской Республики «АзияУниверсалБанк», 5 297 000 долларов.
Далее — 29 сентября 2005 года — на счет Valtex Enterprises Limited — ушло 156 000 долларов, а 17 января 2006 года на счет Wesso Inter Trade SA — еще 49 370 долларов.
В итоге на часть этих средств был наложен арест, так что «отстирать» Фролову удалось только 846 663 доллара и 176 567 евро.
Хаос в банке
Как показало следствие, для своих махинаций Фролов легко и непринужденно использовал сотрудников своего банка и их паспорта. Так, по мнению обвинения, Фролов подготовил необходимые документы для открытия расчетных счетов, а дальше «просто распорядился», чтобы нужные поля заполнили 4 сотрудника из управляемого им отделения банка, поставив свои подписи. Все просто: для прокрутки схемы Юрию Фролову нужны были паспорта граждан Латвии. Далее на эти открытые счета Фролов перевел деньги и велел подготовить кассовые расходные ордера.
Отметим как факт: все эти манипуляции сотрудники банка восприняли совершенно спокойно, служба безопасности тревоги не подняла, а контролирующие органы ничего не заметили.
Еще одна сотрудница банка — Л.С. — снимала наличность с этих счетов по указанию Фролова, который сообщил ей, что «клиенты сами не желали приходить за деньгами».
Так, через счета, открытые на имена сотрудников банка, прошли средства на 1 007 776 латов. Их Фролов, как полагает следствие, присвоил, «забыв» заплатить подоходный налог.
Общий вывод такой: в Ogres komercbanka, мягко говоря, было мало порядка.
Об этом свидетельствуют — уже в ходе гражданских процессов — бывшие клиенты Ogres komercbanka. Адвокат одного из истцов — Агрис Битанс, представляющий интересы некой панамской фирмы, рассказал прессе следующее. Его клиент открыл счет в Ogres komercbanka, но когда собрался забрать деньги, счет оказался пустым. По словам г-на Битанса, за два месяца до этого у счета почему-то изменился пароль, а деньги перетекли на другой счет.
— В Ogres komercbanka отсутствовал механизм внутреннего контроля. К примеру, счета можно было открывать якобы на копии украинских паспортов, причем никто не проверял их соответствие оригиналу, — заявляет г-н Битанс.
Полумиллиардный мыв
Помимо мыва на 5 000 000 долларов, недавно г-ну Фролову было предъявлено обвинение и в мыве на 500 000 000 долларов. 2 марта 2009 года 2-й отдел Управления Экономической полиции признал Фролова подозреваемым в организации этого мыва.
Как считает следствие, в период с 6 января 2004 года по 21 июня 2005 года Юрий Фролов легализовал 494 892 340 долларов. Для этого он использовал компании NELLER FINANCIAL LIMITED, SONOL CONSULTING LIMITED и др., а также два латвийских банка.
Трудно представить, что это могло быть осуществлено одним человеком. Даже в мыве на 5 000 000 были задействованы 5 сотрудников банка, которые «ничего не знали» о том, для чего использовались их документы. В случае же отмыва 500 000 000, становится очевидным, что провернуть такую масштабную операцию в одиночку Юрий Фролов просто не мог.
Вошли в историю
»Дело Ogres Komercbanka» — историческое. Его даже описывает Алдис Лиелюксис в своей книге «Борьба с легализацией преступно нажитых средств».
Вот что он пишет: «В марте 2005 года Госдепартамент США в своем ежегодном международном сообщении о стратегии контроля борьбы с наркотиками повторно поместил Латвию в список 56 стран и территорий, на которых главным образом происходит легализация преступно нажитых средств. Опасения государственных структур США в связи с легализацией средств в двух латвийских банках вызвали финансовые трудности не только в этих двух банках, но и в государстве в целом. 100-миллионная недостача, констатированная к концу 2007 года в Ogres komercbanka, и последующее решение об аннулировании лицензии свидетельствуют о недостаточно эффективном контроле за финансовым оборотом».
Драматический нюанс
28 декабря 2006 года стало известно, что президент Ogres komercbanka Валерий Ролдугин найден в своей квартире с колотой раной. Возможно, это попытка самоубийства — в последнее время он находился в подавленном состоянии. Что неудивительно: суд по ликвидации банка к тому времени уже был назначен.
Близкие обнаружили Ролдугина около 16 часов — в запертой изнутри квартире, одного. Он лежал на кровати лицом вниз, и предположительно, получил ранение, когда лег (или упал) на нож. Следов борьбы в квартире не было.
Пострадавший был доставлен в больницу. Близкие и коллеги отмечают его подавленное состояние всю последнюю неделю — после сообщения об аннулировании лицензии банка.