Страницы:
Скандальная запись
В суде первой инстанции в Валмиере всплыли любопытные подробности.
Во-первых, истец доказывал, что банк не имел отчетов о проведенных операциях в момент совершения сделок, а представленные в суде отчеты были составлены постафактум - через год после их исполнения.
Поцитируем в этой связи заключение специалистов из независимой экспертной компании "ООО Эксперт Плюс". Вот, в частности, что они установили:
"Полученные результаты экспертного эксперимента позволяют сделать категорический вывод о том, что время выполнения штрихов подписи в разделе "Signature of authorized officer" в строке "signature" сообщения об исполнении клиентского распоряжения (для Профессионального клиента), номер сделки 1812 от 28.02.2011 года - не соответствуют периоду времени "январь-март 2011 года", в том числе и дате "28 февраля 2011 г.", указанной в документе.
Данная подпись в разделе Signature of authorized officer" в строке "signature" была выполнена не ранее периода времени "декабрь 2011 года - январь 2012 года".
И во-вторых. Дело в том, что сейчас залы заседаний оборудованы микрофонами, чтобы было легче вести протокол суда. И вот, в перерыве заседания на записи оказался слышен диалог представителя ответчика - адвоката из Валмиеры со своим коллегой из банка.
Михаил ( со слов своего адвоката Алдиса Гобземса) пересказывает разговор так:
- На ней слышно, как дама сетует, по поводу происходящего. "Я ничего не знаю. В первый раз вижу, что бы банк был такой поверхностный. У меня нет этого договора о брокерских услугах. Я не знаю, что там написано. Я не знаю, почему я согласилась. Просто ради коллегиальности согласилась. Мне стыдно. У меня нет этого договора о брокерских услугах, ничего. Глупость какая-то. Мне стыдно. Банк может действовать таким преступным образом, речь идет о двух миллионах, да...".
Много вопросов, согласимся, возникает после этого кулуарного разговора.
Суд: "С банка 1000 евро"
В итоге Baltic International Bank (BIB) дело о приписках проиграл.
Рижский окружной суд, вынося вердикт по апелляционному иску Михаила, признал информацию о том, что он является профессиональным клиентом, ложной и потребовал у банка её отозвать из всех инстанций. Кроме того, банк должен заплатить клиенту 1000 евро в качестве морального ущерба.
Суд постановил, что отныне раздел в анкете клиента, где говорится о том, что он "профессиональный клиент", нужно считать не соответствующим действительности. На банк наложили обязанность отозвать эту информацию из всех учреждений, в том числе и судебных.
Для справки: нюансы договора
Итак, что же за договор заключил Михаил в феврале 2011 года. Опцион - это договорное право купить или продать что-то (в данном случае, лот золота) в установленные сроки по согласованной цене. Задача игрока определить, пойдет ли цена актива (акций, индекса, валюты, товара) вверх или вниз и достигнет ли она определённого уровня. Выплата премии (известной заранее) производится в случае выигрыша опциона, независимо от степени изменения цены (насколько она выше или ниже).
То есть, проще говоря, клиент отдает свои деньги, а банк с ними играет на бирже. Если движение цены было угадано верно - клиент получает прибыль. Если нет - клиент теряет премию, а также деньги, положенные на специальный депозитный счет. Тут стоит подчеркнуть: клиент без особых знаний и опыта в подобных случаях просто полагается на профессионализм банка.
Таким образом, к "часу Х" у Михаила было открыто 13 золотых и серебряных опционов. Некоторые из них были рассчитаны на повышение, а некоторые - на понижение цены. Последняя ставка была сделана 7 сентября.
Но в ночь с 25 на 26 сентября произошло падение на 100 долларов за унцию. Утром упала ещё - до 1540.
-- 26 сентября в 10.03 позвонил мой "частный банкир" и сообщил: мои опционы закрыли. Закрыли все. Даже те из них, которые при падении цены принесли бы прибыль. Хотя в банке у него были деньги для удержания позиций.
Что из этого следовало: Михаил потерял 2 212 500 долларов.
Однако в тот же день, когда открылась лондонская биржа, цена снова возросла до 100 долларов за унцию. То есть: нужно было подождать, чтобы ситуация выправилась.