После погромов в латвийском обществе некоторое время шла дискуссия: кем считать участников беспорядков 13-го января? Пьяными вандалами, которых надо наказать по всей строгости закона, или «нашей протестной молодежью», которую надо пожурить и простить. Ведь, как мы помним, январские протесты пришлись на разгар кризиса и нарастающую безработицу. «Нам здесь нет места, из страны придется уезжать», — объясняли тогда участники «ночи булыжников».
Однако в итоге победило первое объяснение: Старую Ригу громили вандалы. И заработала судебная машина.
Обвиняемый: «Смысла в этом погроме не было»
27-летний Артур Штернбергс в суде признал: он участвовал в «уничтожении» двух полицейских автомашин. Сейчас он свой поступок объяснить не может.
— Я сожалею, что принял в этом участие, не нужно было этого делать. Тогда думал, что это хулиганское шествие сможет что-то поменять. Там был стадный эффект, что получилось, то получилось. Мы же все равно ни на что не можем повлиять.
Вскоре после беспорядков он уехал на заработки в Нидерланды, где трудился в течение последних лет.
— Но как только я узнал, что меня ищут, добровольно вернулся в Латвию, чтобы прийти в суд.
Изначально компанию Штернбергсу на скамье подсудимых составлял и Марек Лайзанс. На тот момент он был за решеткой в рамках другого дела, поэтому на процесс его конвоировали. Позже Лайзанс исчез – сейчас он находится в розыске.
Сегодня судья Ирина Янсоне зачитала сокращённую версию приговора для Штернбергса: виновен.
Вердикт суда довольно мягкий — принудительные работы. Хотя гособвинитель просил три года условно. И еще: все исковые требования потерпевших сторон (среди которых Государственная и муниципальная полиции, страховое общество BTA, различные фирмы и частные лица) по возмещению материальных компенсаций были отклонены.
Гособвинитель: «Он переворачивал полицейскую машину»
После оглашения приговора прокурор Судакова в разговоре с прессой выразила недоумение, что суд выбрал для обвиняемого наиболее мягкий вариант наказания:
— Вина обвиняемого была полностью доказана, он активно участвовал в массовых беспорядках: кидал камни, бил стёкла, вместе с другими участниками погрома пытался перевернуть полицейский микроавтобус. Но то, что он всё признал, сыграло свою смягчающую роль.
Других наказывают строже
Более строгий приговор был вынесен 15 марта по делу другого участника погромов — 21-летнего Ивана Мирхатанова. После разбирательств его приговорили к трем годам и одному месяцу заключения.
Мирхатанов числился в розыске, поэтому его дело было выделено в отдельный процесс. Перед судом он предстал 22 февраля, признав свою вину, и отказавшись от защиты
Вынося приговор, суд принял во внимание прежнюю судимость Мирхатанова и то, что во время погромов он находился в состоянии опьянения. Суд также постановил взыскать с подсудимого компенсацию в пользу двух полицейских на общую сумму 320 латов.
»Дело погрощиков 13-го января»
Все возникло стихийно: 13 января 2009 года около 19 часов несколько сотен участников мирной акции протеста, организованной партией «Общество за другую политику», с Домской площади направились к зданию Сейма. Там отдельные группы молодежи забросали здание парламента яйцами, бутылками, булыжниками из мостовой, попытались ворваться внутрь. Были разгромлены также магазины на ул. Смилшу и других. Полиция пыталась сдержать погромщиков, в итоге был применен слезоточивый газ и другие спецсредства.
Около 20.30 в Вецриге сотрудники правоохранительных органов приступили к массовым задержаниям. Всего во время беспорядков в Вецриге было задержано 126 человек.
29 января 2009 года до административного суда дошло дело первого погромщика, которому инкриминировалось сопротивление полиции и бросок булыжником в полицейского. Однако судья Целмс отправил материалы в Криминальную полицию, чтобы проверить, не совершил ли молодой человек уголовного преступления.
Так же поступили и с другими задержанными: административные дела по статье «Сопротивление сотрудникам полиции» в судах закрывались, а материалы отправлялись в полицию — для того, чтобы начать уголовные процессы.
Не всех фигурантов «ночи булыжников» удалось сразу выявить. Однако полиция вывесила фото самых рьяных на сайте www.masunekartibas.lv, и дело пошло быстрее.
Об обвинениях. Только одному из фигурантов дела поначалу вменили мелкое хулиганство. Однако и это дело было закрыто и передано в полицию для дальнейшего расследования по более тяжкой статье.
Как отмечают в прокуратуре, дело неспроста длилось почти два года: объемы его очень большие – 39 томов (это почти 10 тысяч страниц). Было проведено более 700 допросов, назначено 28 экспертиз.
Под суд в итоге отправились 68 человек. Все фигуранты этого дела проходят по второй части 225-й статьи: активное участие в массовых беспорядках, если он связано с погромами, разрушениями, поджогами, уничтожением имущества, насилием и сопротивлением представителям власти.
На фото: слева – судья Ирина Янсоне, справа – прокурор Лига Судакова.