Обвинение: «Все доказательства против них»
На скамье подсудимых — экс-сотрудник охранной фирмы G4S Георг Ивановский и семья экс-полицейских Янис и Кристина Озолиньши (как распределялись роли налетчиков — см. «Для справки» ). Муж с женой свою вину категорически отрицают, но сообщник-инкассатор Ивановский признает все.
Прокурор Инесе Шулте в своей речи подробно высказалась о каждом из обвиняемых и их роли в данном вооруженном ограблении. Роль Кристины Озолини обвинитель оценивает так:
— Обвиняемая, зная о готовящемся преступлении, не остановила мужчин. Наоборот — она всячески помогала мужу планировать это деяние. Позже она сознательно пыталась запутать следствие, доказывая, что в день преступления находилась не в Риге. К тому же отказалась проходить полиграфическую экспертизу. С 2006 по 2009 год обвиняемая работала инструктором в автошколе, затем — уборщицей в банке, последнее ее место работы — Финансовая полиция. Однако после случившегося семья Озолиньшей купила дорогую машину Toyota Land Cruiser 2008 года выпуска, Кристина участвовала в покупке.
Что же касается Яниса Озолиньша, то о нем было сказано следующее:
— За неделю до совершения этого ограбления Янис предложил стрелять, хоть изначально в планы обвиняемых этого не входило. Тщательно спланировав преступление, обвиняемый сразу поставил условие: украденные деньги будут храниться у него. Когда ему звонил Георг, он, будучи полицейским и зная все нюансы следствия, просил его не говорить об этом по телефону. Несколько раз навещал раненого Ивановского в больнице, давал деньги на его лечение его матери. Позже Озолиньш доказывал, что Ивановский оговаривает и его, и его жену. Но толкового алиби представить не смог.
Затем прокурор коснулась и Георга Ивановского:
— После того, как роли обвиняемых были разделены, обвиняемый начал усиленно узнавать информацию о фирме, в которой работал, — G4S. Изучал маршруты и конфигурацию сейфа, позже готовил пули. Именно он отвлек своего напарника – водителя G4S Виталия Савченко, а затем выстрелил ему в голову, убив его на месте. С семьей Озолиньшей он знаком пять лет, до этого преступления они хорошо общались и дружили. Всем известно, что Георг Ивановский во всем сознался уже в больнице. После случившегося, будучи раненным и находясь в больнице, он неоднократно пытался контактировать с Озолиньшами, чтобы получить хоть часть денег.
Прокурор Инесе Шулте считает, что вина подсудимых полностью доказана. В том числе: кинологической экспертизой, проведенной на месте преступления (она подтвердила тот факт, что Озолиньши приезжали в район Марупе на своей машине); показаниями многочисленных свидетелей, видевших в тот день машину и раненых инкассаторов на месте преступления; доводами работников фирмы, занимающихся сейфами (было доказано, что сейф специально оставили открытым, хотя по правилам должны были запереть); записями телефонных разговоров и пр.
Итог Инесе Шулте подвела следующим образом:
— Нет оснований говорить об алиби четы Озолиньшей в тот день — никто из свидетелей его не подтвердил. А Ивановский и вину признал, и рассказал все в подробностях (это будет действовать как смягчающее обстоятельство). Все материалы дела говорят против них. Я считаю, что их вина полностью доказана, и прошу суд вынести обвинительный приговор и наказать: Георга Ивановского — 15 годами тюремного заключения; Кристину Озолиню и Яниса Озолиньша — 16 и 18 годами тюрьмы соответственно. Имущество у всех конфисковать, в том числе украшения, изъятые у обвиняемых при аресте. Документы на их машины оставить в полиции, а простреленные бронежилеты, оружие и другие вещдоки — уничтожить. Все компенсации удовлетворить, а это: 50 тыс. латов в пользу семьи убитого Савченко; 300 тысяч — компании G4S; 25 тысяч — также семье Савченко (на самом деле это компенсация, которую запросил раненый Георг Ивановский с четы Озолиньшей, но позже он добровольно отказывается от нее в пользу семьи убитого коллеги. — Прим. авт. ).
«Главный злодей — Озолиньш, хоть и не убивал»
Об этом заявил адвокат Ивановского Аркадий Минкинс, выступивший в дебатах после прокурора, и добавил:
— Безусловно, главная жертва тут — это Савченко, у которого осталась семья. Но пострадал и Георг, его тоже можно считать жертвой. Психологи говорят, что существует класс людей, которые очень легко поддаются чужому влиянию. Георг один из них. Янис оказывал на него колоссальное влияние и давление. Даже детектор лжи подтвердил, что мой клиент не лжет. Он поздно, но понял, что совершил страшное. И сразу согласился компенсировать семье Савченко нанесенный ущерб. Вообще у Ивановского было стабильное материальное положение, украденные деньги ему и не были нужны. Против своего коллеги Виталия он тоже ничего не имел. Ему просто внушили это сделать. И этим человеком был Янис.
Семья убитого: «Врата в тюрьму для них открыты»
Вилнис Красовскис защищает интересы семьи убитого инкассатора. Он заявил, что не сомневается в честности Георга, который все рассказал. Ведь его показания помогли следствию раскрыть это жестокое, тщательно спланированное преступление. Господин Красовскис закончил свою речь аллегорично:
— Если сравнивать вину Георга с виной Яниса в виде весов, то чаша Озолиньша значительно перевешивает. Хочу сказать обвиняемым еще такую вещь: ворота в тюрьму для вас все равно откроются, но кто воскресит убитого Савченко? А ведь у него остались жена и маленькие дети, которые будут спрашивать, где папа...
Промежуточный финиш
Завтра свои доводы суду изложит адвокат семьи Озолиньшей Анита Мазуре.
Для справки
17 декабря 2008 года инкассаторский фургон Group4 Securicor Latvia перед поворотом на Марупе, если ехать из аэропорта, внезапно свернул с намеченного курса. Сразу после остановки один из инкассаторов — как считает обвинение, Георг Ивановский — достал из кобуры пистолет и выстрелил в голову коллеге. Его сообщники — бывший полицейский Янис Озолиньш с женой Кристиной — для отвода глаз ранили Георга, забрали деньги и скрылись в неизвестном направлении на своей машине.
Инкассатора Георга полиция расколола прямо в больнице. Через некоторое время были задержаны и его подельники Янис с Кристиной. Но награбленных денег полиция так и не нашла.
На фото (слева направо): обвиняемые — Кристина Озолиня, Георг Ивановский, Янис Озолиньш и прокурор Инесе Шулте.