Пока семеро подозреваемых своей вины так не признали: на допросах в полиции они воспользовались правом молчать.
Как их задерживали
В операции по задержанию грузовых фур на КПП «Гребнево» участвовали сотрудники Управления по борьбе с организованной преступностью, KNAB и пограничники. Тайники с сигаретами были обнаружены в стенах грузовиков Volvo и прицепов.
Как сообщил kriminal.lv прокурор Вилдавс, поимке группы предшествовала оперативная информация. Так что к прибытию «фур Коня» на границе готовились.
9 декабря 2010 года одна из подозрительных фур была остановлена для проверки. По документам она значилась пустой, однако внутри машины, которой управлял 51-летний гражданин Латвии, пограничники нашли 3,5 млн сигарет More и L&M с акцизными марками РФ. Идентичный тайник обнаружили и во второй фуре: там контрабандисты спрятали 2 940 000 сигарет L&M, More, Bond и St. George.
Оба шофера тут же заявили, что о грузах они ничего не знали. Следствие уверено, что группе помогал таможенник. Он должен был поспособствовать тому, чтобы груз пересек границу незамеченным. Однако пограничники его опередили.
По мнению следствия, в результате ввоза на территорию Латвии контрабандных сигарет казна недополучила в качестве налогов около 500 000 латов.
Дело об очередях на границе – скоро дебаты
Это не единственное уголовное дело, в котором фигурирует Райтис Кононов. Вместе со своей «правой рукой» – авторитетом Геннадием Бабахиным (Бабахой) он сейчас находится под судом в деле о торговле очередями в Латгальский окружной суд. Всего за торговлю местами в очередях на границе перед судом предстали 28 человек — среди них 15 пограничников, один таможенник и один дорожный полицейский.
На это дело вышли так. Летом 2007 30 литовских дальнобойщиков, выведенных из себя очередями и слишком высокой «таксой» за проезд вне очереди — просто перегородили дорогу своими фурами. 14 человек было задержано, но сама акция сработала — Тереховым занялись KNAB и Управление по борьбе с оргпреступностью. После этого начались расследование и задержания.
Как выяснило следствие, такса за проезд была от 100 долларов. В цену входило не только пресечение границы, но и таможенная проверка. Пограничники получали информацию о том, какую фуру пропустить, от хозяев фирм. Естественно, это делалось после уплаты денег. Впрочем, непосредственно звонили — посредники.
Далее пограничникам сообщался номер нужной машины и к ней навстречу отправлялось трафарированное авто. Чтобы не злить дальнобойщиков, которым приходилось выстаивать в очереди, встреча нужной машины происходила за несколько километров до начала очереди. Зачастую «блатное авто» провозили в кортеже с мигалками.
Фигуранты этого дела свою вину полностью отрицают. Вот, что рассказал kriminal.lv про это дело сам Кононов:
– В деле по торговле местами в очереди не было никакой коррупции. У меня там просто стояли несколько машин. Вот эти места я и продавал водителям из хвоста очереди. Они становились на места моих машин. Услуга стоила 100 баксов. И где тут криминал? Ну какая там коррупция? Это же полная туфта.
По версии Райтиса Кононова, его бизнес на очереди закончился из-за причин сугубо политических.
– На границе работали люди от одной из правящих партий. У них там был свой интерес. Естественно, нас ставили ниже этих «политических». Потом вообще последовал приказ из Риги — налетели «вольвы» и всех задержали.
На процессе Кононов с Бабахином ведут себя очень уверенно, самостоятельно давая судье Страутсу развернутые и весьма колоритные комментарии. Адвокатов у авторитетов нет: они приняли решение защищать себя сами.
Сам процесс движется с трудом, однако все же приближается к дебатам. Как сообщил нам прокурор Вилдавс, все свидетели обвинения допрошены. Остались только два свидетеля защиты, после чего, весьма вероятно, суд перейдет к прениям. Так что речь обвинителя может прозвучать уже в нынешнем октябре.