Точная сумма определится на следующем заседании – 31 июля. Но, по неофициальной информации, только на адвокатов Айвар Лембергс потратил несколько сотен тысяч латов. Истцам оставили возможность подать апелляцию, однако сделать они смогут только в одном случае: если суд примет кассационную жалобу в похожем с юридической точки зрения деле «VTB против Nutritek».
Активы семьи Лембергса пока останутся под арестом – до принятия решения об отказе в апелляции.
Английский высший суд отклонил все претензии, выдвинутые против Айвара Лембергса дочерними компаниями Latvijas Kuģniecība 12 июля, сообщила kriminal.lv адвокат Винета Чуксте.
Речь идет об иске на 135 млн латов: компания Antonio Gramsci Shipping Corporation и 29 других дочерних компаний Latvijas Kuģniecība фактически обвиняли Айвара Лембергса в международном мошенничестве. Однако британский суд решил, что в его юрисдикцию рассмотрение данного дела не входит.
Как комментирует адвокат Чуксте, английский суд полностью согласился с аргументами Лембергса, что ни правовые нормы Великобритании, ни правовые нормы ЕС не дают оснований считать, что Лембергс заключал оспариваемые фрахтовые договоры.
Подозрительные фрахты
Английский иск — это только часть общего разбирательства, которое началось после смены руководства предприятия Ventspils nafta, которое контролирует компанию Latvijas Kuģniecība. Разбираясь в «наследстве», которое им досталось с тех времен, когда пароходство и его дочерние компании фактически контролировал Айвар Лембергс, новые хозяева пришли к выводу, что пароходство сдавало суда в аренду офшорным компаниям «по лимонаду», а посредники затем пересдавали корабли по рыночным ценам.
Договоры на фрахт пароходство имело с тремя компаниями, зарегистрированными на Британских Виргинских островах – Retona, LBK Shipping и Genko. Счета этих офшорок были открыты в швейцарских банках AIG Privat Bank, Zurich и в Nordea Copenhagen. Управлялись они из офиса в Санкт-Петербурге, где базировалась фирма LBK Shipping.
Посреднические компании получали суда от пароходства, а затем сдавали их дальше в аренду с разницей 3000-5000 долларов в сутки. То есть, LK как компания, недополучала 3000-5000 долларов сутки с каждого сданного в тайм-чартер судна. И это в худшие времена. В лучшие же времена, на пиках рыночной конъюнктуры в судоходной отрасли, разница могла достигать и 8 тыс. долларов в сутки.
По мнению оппонентов Лембергса, схема использовалась руководством компании с 2006 по 2010 год, пока в Латвийском пароходстве в конце 2010 года полностью не сменился состав Правления и Совета.
И что существенно: договоры с этими офшорками истекли только в июле 2011 года, а это означает, что пароходство продолжало терять деньги и при новом руководстве.
Заморозка счетов Лембергса и его детей
Одним из самых болезненных решений во время разбирательства в Англии стала заморозка части имущества и счетов, которые с 1 января 2000 года принадлежат детям Айвара Лембергса – Анрийсу и Лиге.
Международный ордер на арест имущества означал, что Айвар Лембергс не мог для покрытия судебных расходов использовать средства, формально принадлежащие его детям. К тому же, в случае проигрыша в суде, взыскивать исковую сумму суд смог бы не только с самого ответчика, но и с его детей.