Ключевой причиной того, что Лужков так долго управлял Москвой – а ее редко называют в России открыто – были его предполагаемые связи с московской мафией, этим самым мощным российским синдикатом организованной преступности, — считает STRATFOR.
Данная связь не была похожа ни на прямое управление, ни на преступное сообщество. Сам Лужков не занимался деятельностью московской мафии. Но многие считают его политическим куратором этой преступной группировки. Лужкову якобы принадлежал так называемый "теневой портфель" – он отвечал за политические аспекты операций московского мафиозного криминалитета. А это значит, что мэр был центральной фигурой, координировавшей повседневную деятельность мира организованной преступности в столице – в основном через деловые интересы его жены в хорошо организованном и контролируемом преступностью строительном бизнесе – с участием государства. Но поскольку московская мафия — это важнейшая часть вездесущей теневой экономики России, а следовательно, и государственной власти, и поскольку Лужков умел влиять на синдикат, он был, по сути дела, личностью неприкосновенной. Он также стал полезен для Кремля, поскольку обеспечивал в Москве голоса в пользу тех кандидатов, которые были преданы правящей власти.
Предполагаемые деловые связи с московской организованной преступностью обеспечивали огромный политический и финансовый успех самому Лужкову и его жене Елене Батуриной, которая стала единственной женщиной-олигархом в России, а по версии журнала Forbes также третьей богатейшей женщиной в мире, добившейся всего собственными силами. Однако в последнее десятилетие Путин старательно усиливал контроль над всеми рычагами власти в России, включая организованную преступность. В связи с этим личная власть Лужкова над московской мафией стала скорее недостатком, чем преимуществом, так как благодаря ей важная часть российской экономики оказалась в руках одного человека – вернее, одной семейной пары.
Поэтому Кремль в конце 2009-го – начале 2010-го годов решил обезличить предполагаемую связь Лужкова и московской организованной преступности, создав вместо нее некий постоянный, неформально узаконенный "теневой кабинет" в рамках московской мэрии. Этот кабинет должен играть ту роль политического куратора в интересах организованной преступности, которую якобы играл Лужков. Таким образом, связь государства с московской мафией сохраняется, а мэр оказывается в стороне. Главным элементом данного плана была отставка Лужкова.
Комментаторы и средства массовой информации в своих материалах строят предположения о том, что упорное нежелание Путина публично высказываться по поводу междоусобицы Медведева и Лужкова является признаком усиливающегося раскола между президентом и премьером. Однако это совсем не соответствует действительности. Путин давно хотел избавиться от Лужкова, но боялся утратить контроль над московской организованной преступностью и опасался, что мэр воспользуется своими связями с мафией, чтобы нанести ответный удар. Кроме того, Лужков был хорошо всем известен и проявлял политическую лояльность. В прошлом это также очень сильно мешало его изгнанию, хотя в последние годы он стал давать намного меньше голосов московского электората прокремлевским партиям.
Медведеву и Путину весьма выгодна отставка Лужкова, и это показывает, насколько прочно Кремль утвердился в мысли о том, что он не может больше зависеть от одного человека в деле контроля за криминальными элементами мощной организованной преступности Москвы. Кремль считает, что вместо этого он в состоянии создать формально установленные механизмы контроля, гарантирующие лояльность государству на будущее. Но остается один вопрос, контролировать который Кремль все еще не может – это сочинская Олимпиада и та роль, которую в этом проекте играет Лужков.
Сочинскую Олимпиаду многие считают важнейшим событием для Москвы – своеобразным "выходом в свет". Но строительство олимпийских объектов отстает от графика, и Кремлю могут грозить серьезные неприятности международного масштаба, если он не завершит реализацию всех проектов в срок. Лужков и его жена руководят всеми строительными работами в Сочи, и не исключено, что они нанесут по Кремлю ответный удар, застопорив или иным образом помешав строительству в рамках подготовки к Олимпиаде.