«Главного мастера коррупционных сделок» в Департаменте развития Рижской думы и «кассира Шкеле», как охарактеризовал его бизнесмен Юлий Круминьш. Впрочем, сам Крастиньш назвал слова Круминьша «безудержной фантазией».
В ходе процесса свидетель хвалил порядок в Вентспилсе и его мэра, которого называл «энергичным и целеустремленным» руководителем, способным работать в интересах города.
Судя по вопросам, прокуроры старались получить показания Крастиньша о том, как Лембергс злоупотреблял служебным положением, выполняя обязанности мэра Вентспилса и председателя правления Вентспилсского свободного порта. Обвинение особенно интересовали кредиты, выданные на развитие инфраструктуры порта в период с ноября 1999 года по май 2000, когда Крастиньш был министром финансов и членом правления Вентспилсского свободного порта.
Стоит напомнить, что в тот период Крастиньш и «Нароная партия» остро конфликтовали с Лембергсом и остальными предпринимателями Вентспилса, которые были тогда весьма сплочены. Министерство финансов под руководством Крастиньша даже перестало выдавать государственные поручительства на развитие важных для порта проектов. Крастиньш этого не отрицал, вспомнив, к примеру, что в конце 1999 года не смог добиться назначение в правление порта Аристида Ламбергса. Для Вентспилса эта кандидатура была неприемлема, поэтому он сам занял место в правлении.
Он вспомнил, что на заседаниях правления обсуждался вопрос о кредитах на развитие порта. Но, по словам свидетеля, решались они коллегиально, без особых дискуссий. Доминировал Лембергс и оппоненты Крастиньша, «а у других своих идей не было».
По просьбе прокуроров свидетель охарактеризовал стиль руководства Лембергса и назвал его «авторитарным». Однако он добавил, что Лембергс – «очень энергичный и целеустремленный руководитель города».
Что касается обсуждения вопросов в Вентспилсском порту, по словам г-на Крастиньша, благодаря отличной подготовке рассматриваемых тем, в этом смысле «правление Вентспилсского свободного порта было одним из лучших учреждений в Латвии».
Прокуроры напомнили свидетелю о его прежних показаниях, где акцент был сделан на авторитарности стиля правления Лембергса. Однако Эдмунд Крастиньш указал, что противоречий между тогдашними словами и показаниями в суде не видит: в суде он просто шире рассказал о контексте, в свете которого были даны показания в деле.
В чем суть обвинений
Напомним, на скамье подсудимых в этом деле — Айвар Лембергс, его сын Анрийс Лембергс и бизнесмен Ансис Сормулис. Айвара Лембергса обвиняют сразу по нескольким статьям, в том числе за взятки в особо крупных размерах, за легализацию средств, полученных преступным путем, за служебный подлог, за участие в сделках с собственностью, в которых мэру Вентспилса было запрещено участвовать из-за его служебного положения.
Помимо Лембергса, по этому делу проходят также его сын Анрийс Лембергс и менеджер вентспилсского транзитного бизнеса Ансис Сормулис. Позиция подсудимых такова: они не понимают, за что их судят, и категорически не признают предъявленные им обвинения.