23 Ноября 2024 08:46
Новости
  16:29    7.10.2009

Бизнесмен Кокалис разоблачает и требует с Лембергса 60 миллионов компенсации (дополнено) (2)

Сегодня потерпевший ответил на все вопросы обвинения. Теперь настала очередь вопросов защитников. Они их зададут на следующем заседании — 13 октября.

Вчера Валентин Кокалис продолжил давать показания по «делу Лембергса». Он рассказывал о множестве предприятий, которые, хоть у них формально и другой владелец, принадлежали Айварсу Лембергсу.

— Айварс Лембергс никогда своего участия нигде не показывал. Даже когда был основал охотничий клуб.

Для сокрытия своего участия в бизнесе, по версии г-н Кокалиса, существовали компании-зеркала.

— Что это значит? Та же SIA Puses в итоге стала компанией-зеркалом. Формально ею владела панамская оффшорка, а на самом деле — Айварс Лембергс.

Завтра допрос потерпевшего Кокалиса продолжится.

Напомним, допрос Валентина Кокалиса начался в среду. Потерпевший начал рассказывать с самых истоков — с 1987 года, когда складывались отношения в будущих бизнес-кругах Вентспилса. 

— В 1987 году я прибыл в Вентспилс, чтобы работать прокурором. Айварса Лембергса тогда в Вентспилсе ещё не было, но я уже был наслышан о нем. Вскоре произошло переизбрание председателя Исполкома города и им был избран Айварс Лембергс (до этого он работал в ЦК). Я, как прокурор, должен был участвовать во всех заседаниях Исполкома. Отмечу: как хозяйственник Айварс Лембергс был весьма активен уже тогда.

И вот, у нас организовалась свою компания охотников. И хотя Айварс Лембергс изначально больше любил рыбалку, но мы его пригласили на одну из охот. Ему понравилось. Так мы стали встречаться ещё и на охоте.

И уже тогда возникали вопросы: не занимается ли Айварс Лембергс параллельно предпринимательской деятельностью? Но на мой взгляд, — нет. Он жил, как обычный советский человек. Квартира, дача... Выполнял свои обязанности чиновника. 

Далее Валентин Кокалис рассказал, как из советского чиновника Айварс Лембергс превратился в бизнесмена.

Как Лембергс подмял под себя Вентспилс

Как подчеркивает Валентин Кокалис, Айварс Лембергс уже в начале 90-х стал хозяином Вентспилса. Но с самого начала это было вовсе не очевидно.

— Однажды ко мне пришел бывший однокурсник — Индриксонс, — рассказывает потерпевший. — Он сказал, что ему нужно перевалить груз химикатов. Я к транзитному бизнесу отношения не имел, поэтому созвонился с Кристсом Скуей, но ничего у них не вышло. Потом мы говорили со Скуей о Ventspils pieostas rūpnīca , и он сказал, что ему перевалка грузов неинтересна — лучше, чтобы я шел разговаривать с Лембергсом. Я тогда еще удивился: какое отношение имеет глава Горисполкома к заводу? Но это был первый сигнал. Шел 92-й год.

— С ноября 1992 года я стал работать в Ventspils Nafta. Меня туда пригласил директор предприятия — Янис Блажевич. Ему эта должность, кажется, досталась за активное участие в «Народном фронте». Мне его предложение показалось интересным — в Ventspils Nafta (VN) зарплату тогда давали в валюте. Так что я стал работать там юристом. У меня тогда не то что кабинета, стола там своего не было — сидел за одним с коллегой.

А в декабре у нас была охота совместно с Лембергсом. Он меня отозвал и сказал: меня взяли на должность с его согласия. «Надеюсь, теперь тебе будет хватать на патроны для ружья», — пошутил он. Это фраза мне запомнилась. В Ventspils Nafta как раз дали зарплату: 2000 дойчмарок, так что на патроны хватало. Ещё он сказал, что Блажевичу не доверяет, и что я должен за ним присматривать. В итоге Блажевич в Ventspils Nafta все-таки остался, а моё положение улучшилось, я дорос до положения «юриста со столом».

— Зимой в 93-го года, тоже на охоте, Айварс Лембергс мне сказал, что недоволен Блажевичем — тот не выполняет его требований, чтобы все грузы VN шли через рекомендованного посредника — Ventrans. Он мне велел, чтобы я все договоры показывал Крастиньшу и направлял их в Ventrans. Скажу честно, пару договоров я Крастиньшу передал.

К этому времени, по словам потерпевшего, ему было совершенно ясно: перевалку всех грузов в Вентспилсе контролируют Лучанский, Форстс, Гулбис и Лембергс.

— У VN тогда  даже охраны не было. А у этих людей — автоматчики, 600-е «мерседесы»...

Как появилось SIA Puses

— Глядя на все это, у нас с Блажевичем появилась мысль — почему бы не заняться бизнесом самим? В VN ситуация была не лучшая — все-таки, если компания работает только с одним партнером (а там все делалось, чтобы это был Ventrans) — дела не могут идти хорошо. К тому же пошли разговоры, что VN нужно приватизировать. Из разговоров с Лембергсом и Гулбисом я понял, что VN должна перейти либо к Ventrans, либо к Software House. Блажевичу это не нравилось, он переживал. Мне поручили подготовить доклад — выгодна ли государству приватизация VN. Я в докладе написал правду: невыгодна. Зачитал его в Кабинете министров. И несмотря на выступление Лембергса, который уверял, что нужно отдать компанию «Вентрансу», VN тогда не отдали.

— Мы продолжили работать по-прежнему. Но 4 июня 1993 года мы: Улдис Пумпурс, Янис Блажевичс, Мамертс Вайвадс и я, создали SIA Puses. Мы тогда наивные были, решили скрыть своё участие в фирме. Поэтому в качестве учредителей фирмы была записана моя жена — Айя Кокале, и брат Яниса Блажевичса — Эрнест Блажевичс. Но секретом это оставалось недолго, — улыбнулся Валентин Кокалис. — Мы успешно работали. К концу года фирма перегрузила 2 миллиона тонн, что очень неплохо для начинающего. Даже Ventrans со всем аппаратом, работающим на него, перегружал только 4 миллиона тонн в год. Мы при этом властью своей не пользовались. Просто ездили по бывшему Союзу, встречались с людьми, искали заказы. Там были очень рады пустить грузы не через свои порты, а через Вентспилс. Так дело и шло.

— Вот только однажды зимой, после очередного собрания, возник вопрос от представителей Software House — что же это такое за Puses? Вопрос поддержал Айварс Лембергс. Он очень обрадовался, что за Puses стоим мы с Блажевичем. И заявил: либо он нам нож к горлу приставит, либо мы поделимся. Всем, кто работал в Вентспилсе было бы понятно: работать без согласия Айварса Лембергса невозможно — будет проверка за проверкой, запрет за запретом. Я тогда сказал, что поговорю с партнерами. Но выбора у нас не было: либо мы берем Лембергса акционером, либо больше не работаем. Мы отдали Лембергсу по 5% своих акций. Так что у всех в итоге получилось по 20%. В обмен он пообещал, что проблем с конкурентами у нас не будет, а скидки от Кабинета министров мы точно получим. Вот только он сказал, что работать под своими фамилиями мы там не можем.

В итоге мы купили оффшор, который и стал совладельцем SIA Puses. Акционерами оффшора были Лембергс, Блажевичс и я.

Промежуточный финиш

Потерпевший Кокалис в этой связи требует компенсацию за свои 5 процентов — 300 000 латов, плюс моральный ущерб — миллион. Он также считает, что у него незаконно отняли 60 миллионов латов и за них он готов судиться отдельно — часть материалов, по его словам, уже подана в прокуратуру.

Как Лембергс Вентспилсом руководил

Отдельно г-н Кокалис уделил внимание вопросу, как вообще решались деловые вопросы в Вентспилсе. Выше уже упоминалось собрание, после которого возник вопрос о принадлежности Puses. Потерпевший пояснил: собрания, в которых участвовали владельцы и директора крупнейших бизнесов Вентспилса проходили едва ли не каждую неделю, как правило — в кабинете главы города. Кто туда входил? Потерпевший перечисляет:

— Гулбис, Форстс, Боровковс, Крастиньш, Юнкерс, Блажевич, Шевцов, Скокс, Скуя — я всех и не помню. Но того, кто каким-то образом провинился, могли на это собрание и не пригласить. На этих собраниях обсуждались все дела компаний, кто и какие договоры заключил, какие прогнозы и планы, бюджет составляли...

На вопрос прокурора Юриса, почему он так долго молчал о вымогательстве долей, г-н Кокалис ответил:

— У меня не было прав ни на что. Ни в суд пойти, ни, тем более, в прокуратуру. За это я бы подвергся наказанию. Каким образом? Материальным. Мои доли были оценены в 5 миллионов латов. Если бы я начал говорить, каждый год у меня бы вычитали миллион. Только недавно мне удалось получить эти деньги. Но я все равно считаю, что меня обманули на 60 миллионов.

«Лембергс — страшный человек»

Потерпевший довольно эмоционально выступает: «Лембергс — страшный человек, он на министров матом кричал, премьером указания давал.Также, по мнению Валентина Кокалиса, именно из Вентспилса финансировался «педофилгейт», который так ничем и не кончился. Но крови известным латвийским деятелям это дело попортило немало.

В качестве иллюстрации иерархии в Вентспилсе г-н Кокалис упомянул такой эпизод:

 — Однажды Лембергс в разговоре с Лаймонисом Юнкерсом, светлая ему память, привел такой пример: «Вот ты строитель, ты знаешь, что на стройке есть заказчик, архитектор, прораб... Вот ты — кирпичи подносишь».

— Вообще у Айварс Лембергса такой стиль правления: «разделяй и властвуй». Не зря у него кличка среди подчиненных была «зверь» и «Хуссейн». Он вел себя как диктатор: кричал, унижал,плел интриги. Сегодня — один хороший, его надо похвалить. А вот тот плохой — его надо наказать. А через месяц — все наоборот. Я должен был приглядывать за Блажевичем, а за мной приглядывал Крастиньш, который был назначен моим заместителем в Latrostrans. Он мне признался, что ему было велено докладывать обо всех моих поездках и действиях. Было дело и о прослушке вентспилских бизнесменов. Так вот, если кому-то было велено не созваниваться, а потом эти люди все же общались, следовал звонок от Лембергса: «Ты почему Кокалису звонил? Поздравить? Так заезжай ко мне — попразднуем!»

Также, по словам г-на Кокалиса. Айварс Лембергс следил даже за покупками своего окружения:

— Он не показывал, что богат, и другим не давал покупать дома и машины. Блажевич, когда купил свою первую BMW, получил выговор от Лембергса.

— Но как же он мог вам запретить что-то покупать? — спросил обвинитель.

— Он хозяин, а мы ему служили, — ответил потерпевший.

Допрос Валентина Кокалиса продолжится завтра.

 

Для справки

 

Напомним, Айвар Лембергс обвиняется в получении взятки в особо крупных размерах — 239 670 латов, вымогательстве взятки, легализации преступно нажитых средств в крупных размерах — почти 5 млн. латов, изготовлении ложного документа и служебном подлоге.

 

Также Айвар Лембергс обвиняется в том, что он способствовал и сам участвовал в сделках, участие в которых ему было запрещено в связи со служебным положением. Кроме того, ему предъявлено злоупотребление служебным положением, реализация полномочий в ситуации конфликта интересов и указание в должностной декларации заведомо ложных сведений.

 

Сын мэра Вентспилса, Анрийс Лембергс, обвиняется в отмывании в составе организованной группы почти 5 млн. латов. Также он обвиняется в пособничестве отцу в его преступлениях.

 

Предприниматель Ансис Сормулис обвиняется в том, что он поддерживал преступные действия Айвара Лембергса и в легализации 4,06 млн. латов.

Сенсационная компенсация в 7,5 млрд. евро, которую потребовал в ходе первого раунда процесса один из потерпевших — Айнар Гулбис, связана с таким эпизодом обвинения:  в 1993 году Айвар Лембергс захотел доли в компании Lattransnafta. Об этом он сообщил хозяевам компании, а тогда ею владели SWH Riga, Naftas parks-100, Man-Tess и Banka Baltija. Представителям этих фирм Айвар Лембергс выдвинул свои требования в ультимативной форме, пообещав большие неприятности в случае невыполнения.

Причем, как рассказал следствию представитель Naftas parks-100 Юрис Шкибелис, ему было обещано, что он даже работы в Вентспилсе не найдет. Другой представитель компании, Владимир Крастиньш, не на шутку испугался не только за свой бизнес, но и за свою жизнь и жизнь своей семьи. Так что было решено требуемые доли передать.

 

В итоге Талис Фрейманис (Banka Baltija), Айнар Гулбис (SWH Riga), Юлий Круминьш (Man-Tess), Владимир Крастиньш и Юрис Шкибелис (Naftas parks-100) просто подарили доли Lattransnafta на 213 000 латов офшорке, за которой стоял Айвар Лембергс и его дети — Анрийс и Лига.

Оставить комментарий

Комментарии

  • Кто они? 14 Сентября 2009 20:18

    Бедные пострадавшие йорики :)

  • Бараны 15 Сентября 2009 01:18

    Тупые вот и не понимают.

4 главные под байкой - Читайте также

Читайте также

4 главные под байкой

  • Дело о договорных матчах: как организовывали проигрыши

    Двое из пяти фигурантов дела в организации договорных матчей в чемпионате Латвии по футболу признали вину полностью, двое отрицают, а один согласен с обвинением частично, - сообщает LSM+. Такую позицию выбрали подсудимые в Латгальском районном суде в Даугавпилсе 19 ноября после того, как прокурор зачитала суть обвинения.
  • Требование взятки 30 000: вице-мэр Кекавы приговорен к 4 годам (дополнено)

    Вице-мэр Кекавы приговорен к 4 годам тюрьмы. Ранее Суд по экономическим делам его оправдал.
  • Штраф за домогательства до 700 евро. За что именно будут наказывать? (4)

    14 ноября Сейм рассмотрел в третьем — окончательном — чтении и принял законопроект, предусматривающий введение административной ответственности за сексуальные домогательства. За это будет применяться штраф до 700 евро. За что именно будут карать виновных? Список достаточно широк: от нежелательных умышленных прикосновений/поглаживаний до демонстрации половых органов.
  • Версия защиты: в администратора Бункуса стреляли с тротуара (2)

    На прошлой неделе Рижский городской суд признал миллионера Михаила Ульмана и его давнего делового партнера Александра Бабенко виновными в заказе убийства администратора неплатежеспособности Мартиньша Бункуса. Но, как сообщает передача Nekā personīga (ТВ3), у защиты другая версия. По мнению адвокатов, не исключено, что в Бункуса стреляли с прилегающего пешеходного тротуара или парковки.

Кнопка Телеграм в байках

топ 3 под байкой - Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

топ 3 под байкой

Рекомендованно для вас

Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

Комментарии

Комментарии