Эта жалоба — часть лондонского дела Латвийского пароходства (подробнее см. здесь). Суд в Англии решил кардинально ограничить полномочия Рудольфо Мерони по хранению имущества Айвара Лембергса (напомним, получил он эти полномочия от прокуроров в рамках «дела Лембергса»).
Мерони в ответ подал жалобу от имени Лембергса, в ней так и сказано: «Айвар Лембергс, вместо которого, или «в ботинках которого» действует хранитель имущества, арестованного в рамках в уголовного процесса nr.12812003205».
Адвокаты Лембергса считают, что Мерони озабочен пошатнувшимся статусом хранителя собственности.
Как напоминает адвокат Винета Чуксте, в Англии было принято два решения по поводу ареста имущества Лембергса. Во-первых, заморозка собственности по всему свету была отменена, во-вторых, был принят только один арест — на акции Ventbunkers.
В тот же день — 29 апреля — английский суд назначил новых управляющих. Суд решил, что это будут два независимых администратора из лондонского офиса международной аудиторской компании KPMG. Новые администраторы обратились в суд в Латвии, чтобы тот признал новое распоряжение о заморозке, а также решение об их назначении.
Но Мерони подал жалобу, чтобы воспротивиться этому, считает защита Лембергса. Рассмотрят сегодня и вторую жалобу Мерони: о назначении администраторов из KPMG.
Тем временем, сегодня продолжится сам уголовный процесс по «делу Лембергса». Вчера завершился допрос члена совета Ventbunkersниса Гобиньша, участники приступили к расспросам свидетеля Андрейса Дамбергса, который ранее был членом совета предприятий Topmar Holdings и Topmar Baltic Investments.
Кстати, судьба «датских прослушек» пока не решена. Будут ли они приобщены к делу — пока неизвестно. (Подробнее об этом см. здесь).
Допрос экс-менеджера Лучанского
На «процессе Лембергса» допросили бывшего вице-президента компании Nordex Виктора Брода. Ему уже задали вопросы прокуроры, теперь — очередь обвиняемых и защитников.
Как можно было понять из вопросов обвинения, Брод оказался в списке свидетелей потому, что в 90-х работал в руководстве компании Григория Лучанского Nordex. Этой фирме принадлежало примерно 30% акций Multinord AG . Последней, в свою очередь принадлежали акции Kālija parks — компании, которая занималась перегрузкой калия в Вентспилсском порту.
В обвинении же указано: 20 лет назад Айвар Лембергс путем вымогательства получил у Айнара Гулбиса его акции Multinord AG.
«Знаю — не знаю»
Прокуроры заострили внимание на таком вопросе: а кого Брод знал в Вентспилсе в период времени с 1992 по 1995 годы?..
Свидетель выразил удивление: заячем его вообще об этом спрашивают?
— Я ничего такого не могу рассказать. Я давал показания, о которых, если честно, забыл. Я честный человек и все честно указал, а теперь — не помню.
Свидетель припомнил, что в 1990 году его к себе на работу пригласил председатель агрофирмы Ādaži Альберт Каулс. Там он познакомился с будущим бизнес-партнером Айнара Гулбиса Марисом Форстсом и в 1991 или 1992 году — с самим Гулбисом, который занимался нефтетранзитом в Вентспилсе.
Он вспомнил, что знал президентов Ventspils nafta Яниса Блажевича и Игоря Скокса.
— Мы были знакомы «шапочно», — пояснил свидетель.
Далее ему было задано множество однотипных вопросов: «знал ли он такого-то конкретного человека?». И судья в итоге остановил эту игру в «знал-не знал».
Лучанский одолжил миллион
На вопросы прокурор о компании Nordex и её связи с Вентсписским транзитным бизнесом в 1993 — 1995 годах Брод ответил, что он сам в Nordex занимался финансово-экономическими вопросами и руководил цюрихским офисом. Nordex закупал сырье и реализовывал его через Вентспилс с помощью партнеров. В частности, в Вентспилсе была такая компания Ventrans, в городе активно действовали агенты Nordex.
Свидетель пояснил, что владелец и основатель Nordex Григорий Лучанский очень хорошо знал Айвара Лембергса ещё до создания фирмы.
На вопрос, какая была связь между компанией Multinord AG и Айваром Лембергсом, свидетель ответил:
— Не знаю.
Его попросили вспомнить, не просили ли Лембергс, Гулбис и Форстс у Лучанского в 1994-1995 годах одолжить 956 700 долларов для начала бизнеса.
— Что-то такое было, — ответил Виктор Брод.
Далее, из его показаний можно было понять, что Гулбису с трудом давался возврат долга. Но писал ли он ему письма с напоминанием об этом — свидетель не помнит:
— В то время у компании, где я работал первым вице-президентом, оборот был примерно миллиард. Я в день писал много документов.
В чем их обвиняют
Напомним, Айвара Лембергса обвиняют сразу по нескольким статьям, в том числе за взятки в особо крупных размерах, за легализацию средств, полученных преступным путем, за служебный подлог, за участие в сделках с собственностью, в которых мэру Вентспилса было запрещено участвовать из-за его служебного положения.
Помимо Лембергса по этому делу проходят также его сын Анрийс Лембергс и менеджер вентспилсского транзитного бизнеса Ансис Сормулис. Позиция подсудимых такова: они не понимают, за что их судят, и категорически не признают предъявленные им обвинения.
Один из эпизодов касается предполагаемого вымогательства у бизнесмена Айнара Гулбиса долей Kālija parks и швейцарской компании Multinord AG. Как утверждает бизнесмен, Айвар Лемебргс угрожал его семье. В ходе суда потерпевший указал: поскольку ущерб от этого подсчитать невозможно, он решил взыскать со своего противника 7, 5 миллиарда. Сам Гулбис уже сделал разъяснение: если эту сумму удастся получить, он покроет внешний долг Латвии, «чтобы латвийским учителям, полицейским, врачам, медсестрам не нужно было урезать зарплаты, а пенсионерам могли бы вновь индексировать пенсии».
Помимо морального ущерба, есть у потерпевшего претензии и материального характера. Как он посчитал, за вымогательство акций Айвар Лембергс должен ему 6,54 миллиона латов.
На фото: Григорий Лучанский.