На черном рынке оружие, взрывчатка и патроны с армейской маркировкой натовского образца начали появляться еще в 2008 году. На днях сотрудникам из Управления уголовных расследований и Военной полиции удалось передать в прокуратуру уголовные дела на 30 человек.
Советские схемы латвийской армии
Что характерно: выявление военных-несунов полиция считает одним из самых существенных успехов в борьбе с нелегальным оборотом оружия в 2009 году. Рассказывает начальник Управления уголовных расследований (УУР) Госполиции Янис Лаздиньш.
— Расследуя это дело, мы вместе с военной полицией задержали 30 человек. Главными подозреваемыми оказались военные, которые в армии занимали хозяйственные должности. Конкретно они отвечали за сохранность оружия и боеприпасов на армейских складах. Вместе с ними попались посредники и хозяева тайников в которых хранилось украденное оружие.
По словам Лаздиньша, в принципе ничего нового латвийские военные не придумали. Они действовали еще по схемам, откатанным прапорщиками армии Советского Союза.
– Как и в Советской армии, латвийские нечестные «прапоры» списывали на стрельбах и учениях большее количество боеприпасов, чем было использовано на самом деле. Оставшийся излишек они скрытно выносили за территории полигонов и воинских частей. Затем реализовывали на черном рынке, как сами, так и через посредников.
Склады в Риге и провинции
В ходе почти двухлетнего расследования этих уголовных дел украденное оружие всплывало в Риге и в провинции. Одну из последних операций по выемки стволов, патронов и взрывчатки полиция провела 31 марта прошлого года. Тогда оперативники нагрянули с обысками одновременно по двум адресам – в Риге и Резекненском крае.
На нелегальных оружейных складах работники УУР обнаружили в Риге и Резекненском крае два самодельных автомата, охотничье ружье, более 3000 патронов, 10 гранат, 77 детонаторов, противопехотную мину и 1,7 кг тротила.
Вместе с оружие были задержаны трое мужчин. Двое из них оказались должностными лицами Национальных вооруженных сил Латвии. К задержанным была применена мера пресечения, не связанная с лишением свободы.
Взрывная специализация
Всего же в рамках расследования «грехов прапоров» оперативники изъяли: 4 автомата, 2 карабина, 11 пистолетов, 4 охотничьих ружья, 10 000 патронов и 20 кг взрывчатых веществ.
– Кроме этого у задержанных изъяли порядка 40 новых современных противопехотных гранат натовского образца. И вообще, судя по всему, эти торговцы оружием в основном специализировались на бомбах. Вместе со взрывчаткой в рамках некоторых уголовных дел нами были изъяты детали, необходимые для сооружения довольно продвинутых взрывных устройств. Например, для изготовления бомб на дистанционном управлении и с таймерами.
По мнению г-на Лаздиньша, все это могло значить только одно: продавцы оружия готовились создать товар, который бы пользовался повышенным спросом в преступном мире.
Девять дел в прокуратуре
После почти двухгодичного расследования этим летом полиция передала в прокуратуру для начала уголовного преследования девять уголовных дел. За незаконное приобретение, хранение и реализацию огнестрельного оружия и взрывчатых веществ в них фигурируют 12 бывших военнослужащих Национальных вооруженных сил. Остальные 18 обвиняемых — земессарги, частные лица и даже один работник Госполиции.
Последнее дело полиция передала Бауской прокуратуре 30 июля. Всего в этом крае находится четыре дела. В Резекненской прокуратуре – один уголовный процесс. В специализированной прокуратуре по борьбе с организованной преступностью занимаются еще четырьмя подобными уголовными делами.
Пистолет и бомба для киллера
По словам начальника отдела по расследованию заказных убийств УУР Вадима Иванова, самые популярные марки оружия у исполнителей заказных убийств — Макаров и ТТ. Для этих пистолетов не проблема достать глушители и патроны. Плюс они не дорогие, поэтому после убийства такой ствол совсем не жалко сбросить.
— Контролем за оборотом нелегального оружия наш отдел занимается не случайно. Как правило, вначале киллер получает заказ и только потом ищет оружие для выполнения убийства. Наша задача постараться ему в этом помешать.
По словам г-на Иванова, приблизительная цена автомата Калашникова на черном рынке от 400 до 1000 латов. За ППШ просят 150-400 латов. Макаров и ТТ стоят не дороже 400. Но однажды такой ствол полиции удалось купить всего за 50 латов. Его украл наркоман и пытался быстро реализовать.
К счастью, для совершения преступлений и убийств бомбы в Латвии используются довольно редко. Последний случай применения взрывчатки — подрыв даугавпилсского отделения Службы госдоходов 16 апреля 2009 года. Тогда взрывом были выбиты 11 стекол.
— Больше всего на черном рынке распространены простые толовые шашки. Диапазон цен весьма широк от 5 до 50 латов. Этот тротил знающие люди выплавляют из снарядов и мин. К сожалению, у нас можно достать и более современные взрывчатые вещества. Например, гранаты «Ф1» и пластид, которые остались еще после вывода Советской армии. Натовское оружие из латвийской армии в силовых преступных акциях пока замечено не было.