Банкир и его охрана
Банковская империя Матвея Урина рухнула осенью 2010 года. Четырнадцатого ноября кортеж банкира двигался по Рублевскому шоссе, когда его подрезал BMW. Это очень не понравилось Урину. Его телохранители быстро нагнали иномарку, прижали ее к обочине, после чего разбили в ней все стекла битами, а водителя поколотили. За рулем BMW оказался гражданин Голландии Йоррит Фаассен – бывший сотрудник «Газпромбанка» и «Стройтрансгаза». Он сообщил о случившемся в правоохранительные органы и назвал номера машин обидчиков. После этого Урин и его охранники были задержаны.
В ходе следствия было установлено, что ранее в ночном клубе на улице Академика Скрябина они избили двух милиционеров и отобрали у них служебные удостоверения.
После ареста Урина и выяснилось, что капитализация его банков «дутая», у большинства из них ЦБ отозвал лицензии. А с вкладчиками пришлось разбираться Агентству по страхованию вкладов.
Схема Урина
Для вывода средств, по версии следствия, Урин разработал следующую схему. Изначально купленные им «Славянский банк» и «Традо-банк» заключали с ЗАО «Финансовая компания «Ричмонд Секьюритис» и ООО «Финансовая компания «Эдвантис Капитал» договоры на покупку ценных бумаг первоклассных эмитентов, в том числе «Газпрома». Под этим предлогом из банков на счета данных структур перечислялись деньги – в среднем по 200-300 млн рублей по каждому из договоров. В дальнейшем этими средствами Урин распоряжался «по своему усмотрению». В частности, часть денег бизнесмен направлял на приобретение новых банков, из которых потом так же активно выводились средства по аналогичным схемами.
Акции, купленные банками подконтрольными Урину, вносились в отчетность, благодаря чему у них были хорошие показатели. По данным ГСУ, на самом деле ценные бумаги были не более чем «воздухом», они вообще никогда не существовали. Под контролем Матвея Урина находилось несколько депозитариев, которые и вносили соответствующие записи о сделках с несуществующими акциями. В реальности дорогие ценные бумаги ни «однодневкам», ни банкам Урина никогда не принадлежали. Чтобы скрыть аферу, бизнесмен постоянно закладывал акции по кредитам в другие подконтрольные ему банки.
Где деньги?
Следствию удалось найти только незначительную часть из выведенных Уриным средств. В частности, арест был наложен на 207 млн рублей, которые находились на личном счете банкира в «Инвестбанке»… Летом 2010 года эти деньги под предлогом покупки ценных бумаг были перечислены из «Традо-банка» и «Славянского банка» на счета ООО «ФК «Эдвантис Кэпитал» в «Инвестбанке», а потом переведены на личные счета Урина все в том же «Инвестбанке».
Также Тверской суд Москвы наложил арест на 400 млн рублей и 41,3 млн рублей, находящиеся на двух бюджетных счетах Комитета финансов Ленинградской области в ГРКЦ ГУ Банка России. Эти средства подконтрольные Урину структуры перечислили в счет покупки контрольного пакета акций Рускобанка (принадлежал Ленобласти) – очередного кредитного учреждения, которое хотел взять под свой контроль предприимчивый банкир.
Согласно материалам дела, тот же Тверской суд арестовал 250 млн рублей на одном из счетов нефтяной компании ТНК-ВР. По версии следствия, в ноябре 2010 года эти средства под видом покупки ценных бумаг «Традо-Банк» перечислил ООО «ФК «Эдвантис Кэпитал», потом они ушли другой фирме, которая и перевела 250 млн рублей на счет ТНК-ВР в качестве оплаты по ранее заключенному договору.
Суд
В ноябре 2011 года Кунцевский суд приговорил Матвея Урина к 4,5 годам лишения свободы за избиение Йоррита Фаассена. Теперь его ждет новый суд, за мошенничество с 15 млрд рублей.