Как пограничники «не замечали» контрабанду
Согласно материалам обвинения, с 20 февраля 2006 года до 13 декабря 2006 года Барканс в Балвском районе и Псковском округе Российской Федерации создал группу с целью организации контрабанды акцизных товаров.
Николай Лепиньш обязался передать Баркансу все необходимые для организации контрабанды данные, а также устранить возможные препятствия, связанные с пограничным и таможенным контролем.
В ходе следствия выяснилось, что Р. Наглис, являясь сотрудником таможенной службы, работал на КПП «Виентули» и был лично знаком с И. Трошкой. Поэтому Наглис намерено производил «поверхностный досмотр» грузового отделения автомобиля, которым управлял И.Трошка.
Но это еще не все: Р. Наглис производил также и «поверхностный досмотр» машины А. Алексеева.
В результате незаконных действий сотрудника таможни, на территорию Латвии были ввезены сигареты общей таможенной стоимостью в 3453 лата.
Кроме того Роланд Наглис не проинформировал должностные лица о своих подозрениях и не потребовал совершить повторный осмотр транспортных средств.
Согласно обвинению, Арнис Воика, также являясь сотрудником таможенной службы на КПП «Виентули» производил поверхностные осмотры автомобилей Трошки и Алексеева, что означает, что он не произвел действия, которые он по закону был обязан сделать.
Приговор: кому сидеть, кому лечиться
Из шести обвиняемых четверо были признаны виновными в контрабанде в организованной группе, а двое пограничников — в неисполнении служебных обязанностей.
Стоит отметить, что поправки к Уголовному закону, которые вступили в силу во время рассмотрения дела, пошли обвиняемым на пользу: приговор суда второй инстанции стал более мягким.
Сроки и наказания получились такими: Раймонд Барканкс (приговор первой инстанции - 8 лет и 6 месяцев тюрьмы с конфискацией), как признал Верховный суд, психически заболел во время совершения преступления. Поэтому он отправляется на лечение в психиатрическую больницу. Интар Трошка и Андрис Алексеев (по превому приговору получили по 8 лет) должны провести в тюрьме три года.
Гражданин России Николай Лепиньш (ранее приговорен к 8 годам тюрьмы с конфискацией) должен отсидеть 4 года, после чего на три года будет выдворен из Латвии.
Признанные виновными в неисполнении служебного долга Арнис Войка и Роланд Наглис (ранее оштрафованные на 1800 и 3600 латов соответственно) должны заплатить 1400 и 3200 латов штрафа. Им на два года запрещено занимать должности в СГД и Погранохране.
Сейчас этот вердикт вступил в силу.
«Пограничники работать не мешают»
Остается добавить, что провоз контрабанды был и остается одним из источников заработка на границе.
« Я тоже вожу. Самому противно, но как мне, молодому, здоровому мужику, прокормить своих детей??? Этому «государству», вернее, пародии на государство, глубоко наплевать на свой народ!», — жалуются люди в сети.
О специфике жизни обычного контрабандиста рассказал житель одного из приграничных районов Латгале для которого нелегальный ввоз товаров стал обычным занятием. Кстати, в разговоре с газетой Diena, он пожаловался на сотрудников пограничного пункта в «Виентули».
Так вот, по словам Александра, с блока сигарет, которые провозятся через границу, можно заработать в среднем 5 латов, но лат нужно отдать российским пограничникам, еще лат — латвийским, а если автомобиль остановит приграничный патруль, то самому контрабандисту остается всего лат с блока.
Процедуру закупки он описывает так: В приграничной полосе России нет оптовых баз, где совершают закупки наши контрабандисты.Там обычные магазины. Зато они заранее заказывают большие количества сигарет, зная, что будет наплыв покупателей из Латвии.
Отпускают товар знакомым людям даже в долг – ничего, что ящик в пересчете на наши деньги стоит 150 латов, с блока сигарет латвийцы зарабатывают пять латов, так что расплачиваются при следующем визите.
— Если продавать не оптом, а пачками, и больше навариться можно, — отмечает Александр.
— Конечно, слухи о продажности пограничников на латвийской стороне несколько преувеличены – при провозе приходится товар прятать, рассовывая по самым невероятным местам, — признал Александр. — Только вот на КПП Виентули в Виляке зарвались, «три шкуры дерут», турнули бы их там за коррупцию, — возмущается он.
В других местах если и берут, то по-божески:
— В Педедзе таких денег не дерут. И люди там, как люди. Даже если и нальешь в бак лишний литр, платишь символическую сумму – все по-человечески, — рассуждает Александр.
Зато в Виляке можно не особо прятаться. По словам контрабандиста, там «все схвачено», но опять-таки только для тех, кто много лет возит товар.
По его словам, на этом КПП даже есть в одном месте отметка на асфальте, где следует парковать машину для досмотра — так, чтобы ее багажник был вне поля зрения камер наблюдения.
Все, кто регулярно возит товар через границу, знают, сколько нужно заплатить пограничникам, сколько — таможенникам.
— Так принято, — говорит Александр. С поличным на границе задерживают только тех, кто отказывается платить. — Или срабатывает какой-нибудь непредвиденный фактор. Например, приезжает дополнительная проверка с собакой, которая ищет сигареты. Если есть собака, то никто не повезет – будут дергаться, — говорит Александр.
Из хроники «сигаретных» задержаний
* 10 января полиция конфисковала в Екабпилсе 31 820 штук контрабандных сигарет с российскими и белорусскими акцизными марками. «Курево» обнаружили во время проводившегося в рамках уголовного процесса обыска в гараже на ул. Паста (Pasta) в Екабпилсе у мужчины 1970 года рождения.
* 3 января в Зилупе при проверке вагонов грузового поезда работники СГД обнаружили в тайниках 50 000 сигарет Bayron.
* 4 и 6 января таможенники нашли тайники с сигаретами в Индре при проверке вагонов с углем, прибывших из Беларуси. В общей сложности изъято 100 000 сигарет «НЗ Gold» и 20 000 сигарет «Минск» .
* 29 декабря таможенники при проверке товарного поезда в Индре обнаружили под вагонами прикрепленные магнитами коробки с сигаретами. Всего обнаружено 68 000 сигарет с белорусскими акцизными марками.