LTV провело журналистское расследование под названием «Черная касса», чьей целью было выяснить, прибегают ли сегодня предприниматели к нелегальному ПО, позволяющему выводить оборотные средства из-под налогообложения, и если да, то какие именно уловки теперь модно использовать.
Из консультации с Минфином выяснилось, что в системах увода денежных сумм от налогов чаще всего используется два приема. И в обоих случаях кассовые аппараты уже оборудованы необходимыми нелегальными программами.
В первом случае манипуляция производится в присутствии покупателя. Наружная часть ленты исправно крутится, показывая чек, чек выдается покупателю – но на контрольной ленте, которую проверяет налоговая служба, сделка при помощи определенного кода аннулируется. Это очень удобный вид мошенничества, если за кассой стоит сам владелец. (В противном случае уже ему, возможно, грозили бы убытки от ушлых сотрудников; а ведь посвящать подчиненных в детали схемы пришлось бы неизбежно.)
Второй вид мошенничества не предуматривает осведомленности продавца. Необходимые данные хозяин торговой точки регулирует сам в конце смены.
Не со всеми кассами возможны такие манипуляции. Например, аппараты марки CHD с электронной, а не бумажной лентой так просто вмешательству не поддадутся. Поэтому такие аппараты нового поколения бизнесмены не спешат использовать, перебиваясь моделями от Samsung или Optima, чье ПО чаще всего и «корректируется».
Покупка "черной кассы"
Съемочная команда LTV, пытаясь заполучить такой «усовершенствованный» кассовый аппарат для якобы вот-вот открывающейся точки общепита, связалась с компанией 4 Solution, чья специализация – как раз поставка кассовых систем для кафе и ресторанов. По телефону представитель компании мигом смекнул, что от него требуется, но призвал продумать весь комплекс мероприятий, позволяющих выстроить учет своих доходов.
А вот при личной встрече он неоднократно упомянул скандал с Gan Bei, возможные последствия выбора, сделанного клиентом в пользу «магической флешки» (которой, как он уверял, у предприятия и нет), и пообещал им найти другие решения «оптимизации» налогов вместо махинаций с кассой. И такие бухгалтерские возможности, как выяснилось, действительно имеются.
Команда LTV все же убедилась в другом месте, что, несмотря на инцидент с Gan Bei, возможность «сэкономить» 21% доходов на неуплате НДС достаточно соблазнительна для многих предпринимателей, чтобы торговцы кассовыми системами продолжали рисковать. Только весь процесс переговоров ведется очень осторожно. Так, отысканный журналистами посредник посоветовал «годные для этого дела» модели касс и даже был готов продать подходящую, которой можно манипулировать уже после открытия завведения.
«Пока надо купить этот [кассовый аппарат], и тогда посмотрим. Может, там и снимать-то будет нечего», - заявил этот человек. И призвал не откровенничать о таком с сотрудниками, особенно с молодыми. Настучат, мол, еще.
Налоговые хитрости
В попытке выяснить, какими еще путями бизнесмены уклоняются от налогов, съемочная команда вышла через интернет-объявление на продавца заведения «Усы» и, выдав себя за потенциальных покупателей, отправилась на переговоры. Выяснилось, что там поступают куда проще: вместо того чтобы морочиться с кассовыми махинациями, просто не выбивают чеков и не вручают их клиентам.
«Лавируем с тарелочкой под кассой», - призналась владелица. Персонал должным образом проинструктирован. Зарплата барменам формируется хитрым образом: официальная часть платится лишь такая, чтобы покрыть переплату НДС. Затем переплата НДС «вытаскивается» в налог на риск, социальный налог и подоходный.
«Соответственно, эта зарплата у них за месяц меняется. Но в любом случае бухгалтер показывает, что мы всё платим через кассу», - отметила хозяйка.
Задача налоговых уклонистов сильно усложняется, если клиент платит не наличными, а банковской картой. Если задействован банк – ничего списать или скрыть не удастся. Поэтому если вы не хотите помогать мошенникам – расплачивайтесь карточкой.
В ряде стран Европы даже проводятся лотереи платежных чеков: с одной стороны, это заставляет жителей требовать чеки за покупки, с другой – и продавец обязан обеспечить, чтобы победивший чек наличествовал и в его бухгалтерской отчетности.
По подсчетам СГД, махинации с кассами наносят госказне ущерба на 140 млн евро ежегодно.
Проверки налоговой службы показывают, что это очень популярный у латвийского бизнеса вид мошенничества. Так, в 2014 году «взломанным» оказался каждый второй проверенный налоговиками на предприятиях кассовый аппарат.
Источник - LSM.lv