Компромат и «сливы»
В свое время бизнесмен Борис Рязанский, которого обвиняют в подкупе юрмальского прокурора, написал письмо сразу в несколько высокопоставленных учреждений: Комиссию по национальной безопасности Сейма, Верховный суд, Канцелярию президента...
В этом документе Рязанский говорит о том, что в его руки случайно попал диск с электронной перепиской хозяина kompromat.lv Леония Якобсона за 3 года. И уже здесь всплывает имя Спаранса. Предположительно, это он пишет под псевдонимом Ксения Озола. Вот фрагменты письма, написанного «Ксенией» в мае 2006 года: «Отлично! Похоже, главный удар – по Нилу. Вообще, ничего плохого нет и, по-моему, доказать (ни то, что есть, ни противоположное) фактически невозможно. Если это придаст популярности твоему изданию, смело публикуй. Есть и подлинные факты, к примеру, досрочное освобождение Алфреда. И то, что Нил на тебя, с чего-то, жаловался в Полицию безопасности...»
26 октября Айгар ответил Екабсону на просьбу дать информацию о какой-то машине: «FV-8340 = Audi-80 1992 года выпуска, темно синего цвета, снята с учета (но номер сохранился). Единственная связь, что на ней, возможно, ездил такой Райтис Лапиньш, который также ездит на Mercedes Benz ML400. Оба авто зарегистрированы в Екабпилсе».
В тот же день Айгар продолжил переписку: «Владелец Audi FV8340 фирма Materm (оптовая торговля). Если за Эдмундом ездил темно-синий джип Mercedes, то скорее всего машина принадлежит екабпилсской фирме Niko (оптовая торговля). Настоящий номер MS другой. Фирма Niko – криминальная». Но Айгар подчеркивает: «Это сведения не для публикации».
И дальше Айгар делится оперативной информацией и дает советы, к примеру, 29 марта 2007 года пишет: «Думаю, номер на фотографии, где «мерседес» Шлесерса припаркован на тротуаре, нужно закрасить. (...) Бульдозерист заметит, пожалуется в суд о распространении информации о его личной жизни. Считаю свои долгом предупредить».
Эти и другие сведения Борис Рязанский передал в правоохранительные органы. Однако, как он пишет, Полиция безопасности и Генпрокуратура отказались расследовать дело.
Взрыв Вашкевича
Но что «сливы» информации и шпионские игры... Айгару Спарансу, точно известно, удалось избежать более серьезных неприятностей. 21 мая 2007 года, когда экс-начальник Криминального управления таможни Владимир Вашкевич сел в свой Subaru, сработало взрывное устройство, запущенное с мобильного телефона.Таможенник остался жив, однако взрыв собрал толпу любопытствующих. И в ней оказался и Спаранс.
Вот, что указано в этой связи в уголовном процессе о взрыве: «21 сентября 2007 года была получена жалоба потерпевшего В. Вашкевича о том, что, по показаниям свидетеля, на месте взрыва был замечен сотрудник SAB Спаранс. Вашкевичу показалось подозрительным появление Спаранса сразу же после преступного деяния. Вашкевич просит проверить связь данного лица с попыткой совершения преступления против него».
Вашкевич высказывал версию, что Спаранс за ним следил. Возможно, речь шла о каком-то оперативном расследовании. В одном из интервью он недоумевал, если Спаранс за ним следил, то почему не предотвратил взрыв? Ведь сотрудники такого уровня должны замечать процесс приготовления к подобным акциям.
Пока версии остаются версиями, но есть и неопровержимый факт: с 2006 года SAB очень интересовали и Вашкевич, и его супруга Инара Вилкасте, и их дочери. По этому поводу сделана целая серия запросов в государственную базу данных.