Нашлись свидетели, которые видели, как предполагаемый киллер скрывался с места расправы. Кроме того, участники мероприятия в театре Et Cetera, где в вечер убийства присутствовал ничего не подозревавший Ахтаханов, заметили на выходе четырех подозрительных лиц, которые явно следили за покидавшими театр людьми. Этими и другими сведениями в четверг делится пресса, обзор которой представлен на сайте «Заголовки.ru».
На месте убийства были «подозрительные наблюдатели» в кепках
Всего исполнителей убийства было трое, сообщает «Московский комсомолец». Как и в случае с Юрием Будановым (о схожести двух преступлений официально заявили накануне в правоохранительных органах), с киллером было двое сопровождавших.
Сыщикам удалось найти свидетелей, которые видели, как мужчина, одетый в черные джинсы, черную куртку и темную вязаную шапку, спешно покидает место преступления. С помощью служебной собаки кинологу удалось установить точку, где преступник сел в автомобиль — в нескольких кварталах от места расправы над жертвой. Один из очевидцев рассказал, что заметил, как подозрительный мужчина прыгнул на заднее сиденье автомобиля Ford Focus темного цвета, после чего машина быстро удалилась в сторону Третьего транспортного кольца.
А за несколько часов до этого, когда чеченский деятель находился в театре, за ним могли следить, приводит «КоммерсантЪ» показания участников церемонии. Напомним, в Et Cetera во вторник награждали лауреатов ежегодной журналистской премии имени Артема Боровика.
Ближе к 23 часам, когда официальная и неофициальная части торжества подошли к концу, компания, как рассказывают ее участники, разделилась. «Непьющие», в числе которых был и Руслан Ахтаханов, вышли в Гусятников переулок, где были припаркованы их автомобили. Остальные направились через дворы в ближайший ресторанчик на бульваре.
Участники «пьющей» компании отмечают, что по дороге у них произошла довольно странная встреча.
— Возле стены театра в тени стояли четверо молодых, лет 25, парней, одетых в спортивные костюмы, рассказал газете один из свидетелей. — Трое из них явно наблюдали за выходившими из театра, а четвертый негромко разговаривал с кем-то по мобильнику. Появление нашей компании, видимо, стало для них неожиданностью, и они как по команде натянули на глаза козырьки бейсболок. Проходя мимо, мы успели разглядеть лишь то, что все четверо небритые и скорее похожи на кавказцев, чем на русских.
На подозрительных наблюдателей обратили внимание все мужчины, решившие «продолжить банкет» в соседнем ресторанчике. Как отмечает издание, многие из них имеют оперативный и даже боевой опыт, однако странной встрече никто из них значения тогда не придал.
— У нас и в мыслях не было, что всего часом позже на Беговой произойдет трагедия, — утверждают приятели погибшего.
Киллер выпустил несколько пуль, а позже сжег свою машину
Полицейские восстановили примерную картину произошедшего. Ахтаханов был на церемонии награждения победителей конкурса имени Артема Боровика за 2011 год. Около 23.30 он подъехал на Беговую улицу, зашел в магазин за фруктами и направился к своему дому. В этот момент к Ахтаханову подбежал киллер и открыл огонь.
Первые пули попали в ногу и грудь, Ахтаханов упал на землю. Тогда преступник сделал контрольный выстрел в голову, после чего скрылся на Ford Focus.
Спустя 15 минут после убийства злоумышленник находился уже на другом конце Москвы — на Канатчиковом проезде. Там он облил иномарку бензином, поджег и уехал на поджидавшей его машине. После того как пылавший Ford был потушен, оперативники нашли в салоне орудие преступления — переделанный под стрельбу боевыми патронами газовый пистолет ИЖ-71 калибра 9 мм, без номера, но с глушителем. Довольно быстро сыщики выяснили, что на машине преступников стояли украденные номера. Их свинтили с другого автомобиля еще 13 ноября.
Судьбоносное, но выгодное строительство
По основной версии, убийство связано с конфликтом вокруг строительства под Пушкинской площадью в Москве крупного торгово-развлекательного комплекса. Еще в конце 1990-х – начале 2000-х годов Ахтаханов был одним из учредителей и руководителей «Фонда содействия программам демилитаризации и демократической реконструкции Чеченской Республики» Другими учредителями этой организации являлись видные чеченские политики и бизнесмены: Явус Ахмадов, Магомед Алхазуров, Таус Джабраилов, Хасани Таймасханов, Турпал Хазбулатов. Возглавлял фонд предприниматель Али Висаев.
— Под этот проект закачивались большие деньги, которые должны были пойти на создание положительного имиджа Чеченской республики, однако фонд в этом направлении себя никак не проявил, — рассказал «Росбалту» один из представителей чеченской общины в Москве. — Он плавно перерос уже в коммерческий проект, связанный со строительством в Москве.
Али Висаев стал гендиректором ТДЦ «Тверской». В 2005 году правительство Москвы заключило контракт с ОАО ТДЦ «Тверской», которое взялось реконструировать Пушкинскую площадь за счет собственных и привлеченных средств. Город должен был получить современные туннели и развязки, позволяющие осуществлять бессветофорное движение. А ТДЦ «Тверской», согласно контракту, получал в свое распоряжение построенные под Пушкинской площадью 90 тыс. кв. м коммерческих площадей.
После того как в 2010 году мэром Москвы стал Сергей Собянин, он принял решение приостановить реализацию проекта. Буквально месяц назад власти столицы объявили, что инвестор, ТДЦ «Тверской», грозит подать на них в суд, поскольку считает, что уже вложил в проект несколько миллиардов рублей на археологические и изыскательские работы.
— Речь идет об очень больших деньгах, вложенных видными чеченцами в этот проект, — отметил собеседник «Росбалта» в общине. — Ахтаханов имел отношение к этому конфликту, он в последнее время встречался с недовольными, пытался как-то сгладить ситуацию. А потом его убили.
Впрочем, человек, давно друживший с Ахтахановым и общавшийся с ним за два дня до случившегося, ставит эту версию под сомнение.
— Руслан не был богатым человеком, он крайне далек от бизнеса, — рассказал собеседник агентства. — Ни в каких сомнительных историях он не участвовал. Мы много думали, за что его убили. И пришли к выводу, что Руслана могли просто с кем-то перепутать. Или это сделали националисты.
Действительно, по другой версии, расправа над Ахтахановым могла стать своеобразным ответом участников подпольных радикальных группировок за убийство полковника Юрия Буданова. Поэт был довольно весомой фигурой в Чечне, общался с руководством республики и т.д. Следуя этой логике, Буданова застрелили как знакового человека для националистов (за преступление задержан выходец из Чечни Магомед Сулейманов), а Ахтаханова – как видного деятеля чеченского народа. Тем более, способы исполнения очень похожи. В обоих случаях преступники отгоняли машины от места преступления и сжигали их вместе с оружием.
Впрочем, большинство оперативников пока больше склоняются к коммерческой версии.
Чем известен убитый поэт
В начале 1990-х годов Руслан Ахтаханов занимался бизнесом в Москве. В частности, был владельцем промышленно-торговой фирмы «Галрус». В 1992 году он стал экономическим советником президента Чечни Джохара Дудаева и возглавил представительство республики в Латвии. Когда к власти пришел Аслан Масхадов, Ахтаханов стал его советником по проблемам экономики. Одновременно создал и возглавил Прогрессивную демократическую партию. Тогда он заявлял, что «Москва должна компенсировать Грозному материальные потери, моральные издержки и заплатить за каждого погибшего чеченца по 90 тыс. долларов».
В сентябре 1997 года Ахтаханов был похищен в Чечне неизвестными. Злоумышленники посадили его в зиндан, в котором он и начал писать стихи. Через месяц пленника удалось освободить. Последние годы Ахтаханов был сторонником главы республики Рамзана Кадырова и настаивал на том, что Чечня должна непременно оставаться в составе России.
Ахтаханов долгие годы работал в Современной гуманитарной академии, занимая в ней разные посты. В частности он способствовал открытию многочисленных филиалов СГА на территории Чечни.