Аферы на помидорах
Преимущественно на ночном крестьянском рынке затариваются владельцы многих рижских кафе и патриоты, желающие покупать исключительно латвийскую картошку с огурцами. Впрочем, у любителей местного продукта даже на крестьянском рынке есть риск нарваться на импортную продукцию.
— Конечно, картошка, свекла и репа у нас 100% латвийские, – объясняет селянин из Бауски Янис. – Но вот помидоры и огурцы могут попасться литовские, особенно сейчас. Некоторые мои коллеги специально за ними гоняют в Литву. А потом рассказывают сказки покупателям про свои мини-парники, разбитые на хуторах.
Впрочем, даже этот вполне невинный обман не может перечеркнуть главное преимущество ночного крестьянского рынка – низкие цены. Например, килограмм картошки здесь стоит 30 сантимов, против аналогичных 45 на самом Центральном рынке. 30%-ная разница в ценах сохраняется абсолютно на все продукты.
— На этом рынке я покупаю примерно половину овощей для своего кафе, – рассказывает владелец точки общепита Марис. – Половину этих продуктов мне приходится проводить по накладным, зато вторую отсюда я утаиваю и экономлю на налогах. Но так делают все, даже продавцы, которые стоят у касс. Просто чеки ночью не выбивают.
Сервис для крестьян от тети Вали
Возможно, именно из-за всех вышеперечисленных причин крестьяне не испытывают недостатка в клиентах. Утром и днем, в основном, у них закупаются простые люди. Как правило, эти покупки исчисляются килограммами. Но и цены в это время повышаются и становятся почти такие, как на Центральном рынке.
Время скидок на ночном крестьянском рынке — глубокая ночь и раннее утро. В это время все ту же картошку уже покупают не десятками килограммов, а сотнями.. Товар вывозится на микроавтобусах и мини-грузовичках. Продержаться до утра крестьянам помогает тетя Валя – низенькая дама средних лет в сиреневом пальто.
В ногах у тети Вали плотный черный полиэтиленовый пакет. Сама она выглядит как вполне добропорядочная хозяйка, возвращающаяся домой с покупками. Но на самом деле она местная алкогольная хозяйка, во всяком случае, по утверждению местных крестьян.
— Тебе она точно не продаст. Вот я купить могу поллитровку водки из-под колы где-то за лат. Меня она давно знает, поэтому проблем не возникнет. Мы же практически каждую ночь эту водку берем, иначе как ночью выжить в бусике?
Армия водочных бомжей
Впрочем, кроме «тети Вали» бутлегерские услуги на рынке предоставляют и другие менее щепетильные люди. Речь идет о личностях откровенно бродяжного вида, которые кучкуются в стороне от крестьянских автобусов. Здесь они дежурят практически круглосуточно. Клиенты самые разные: от таких же бродяг до загулявших менеджеров.
— Как магазины стали отпускать бухло до 10 вечера, народ к нам потянулся. Вот на прошлой неделе я пил с каким-то рекламщиком. Шел он по улице пьяный вдупель, захотел догнать и поговорить с кем-то за жизнь. У нас для этого полный сервис.
В действительности любой желающий через местных рыночных бродяг может ночью разжиться «круткой» и сигаретами. У клиента они забирают деньги, отходят куда-то в темноту и уже через пять минут возвращаются с нелегальным товаром.
Реклама — двигатель контрабаса
Однако откровенно криминальные явления затрагивают не только «филиал» Центрального рынка, но и само «головное предприятие». Например, на днях вашему корр. на официальной базарной точке рядом с ул. Прагас прорекламировали контрабанду.
— Четыре пачки синего More, – попросил ваш корр.
— А зачем тебе покупать оригинальное? Возьмешь контрабандные, сэкономишь 1,60.
От выгодного предложения пришлось отказаться. За пачку сигарет с нелатвийскими акцизами при неблагоприятных раскладах можно нарваться на штраф от 50 латов. Зато следующий покупатель не высказал подобных опасений и через минуту разжился контрабандой. Впрочем, продали ее не прямо из киоска: продавщица вынесла нелегальные сигареты на улицу.