Марека Лайзанса суд признал виновным в участии в погромах, но учитывая то, что парень уже был осужден за кражи, добавил в срок за погромы и предыдущие наказания. Таким образом, Лайзанс получил три с половиной года тюрьмы.
Другие приговоры мягче
Изначально компанию Лайзансу на скамье подсудимых составлял другой обвиняемый — 27-летний Артур Штернбергс. Но Лайзанс ушел в бега, так что их дело раздилили и Артура осудили чуть раньше — минувшим летом. В суде Штернбергс признал: он участвовал в «уничтожении» двух полицейских автомашин. Сейчас он свой поступок объяснить не может.
— Я сожалею, что принял в этом участие, не нужно было этого делать. Тогда думал, что это хулиганское шествие сможет что-то поменять. Там был стадный эффект, что получилось, то получилось. Мы же все равно ни на что не можем повлиять.
Вскоре после беспорядков он уехал на заработки в Нидерланды, где трудился в течение последних лет.
— Но как только я узнал, что меня ищут, добровольно вернулся в Латвию, чтобы прийти в суд.
В итоге судья Ирина Янсоне зачитала сокращённую версию приговора для Штернбергса: виновен.
Вердикт суда довольно мягкий — принудительные работы. Хотя гособвинитель просил три года условно. И еще: все исковые требования потерпевших сторон (среди которых Государственная и муниципальная полиции, страховое общество BTA, различные фирмы и частные лица) по возмещению материальных компенсаций были отклонены.
Более строгий приговор был вынесен 15 марта по делу другого участника погромов — 21-летнего Ивана Мирхатанова. После разбирательств его приговорили к трем годам и одному месяцу заключения.
Мирхатанов числился в розыске, поэтому его дело было выделено в отдельный процесс. Перед судом он предстал 22 февраля, признав свою вину, и отказавшись от защиты
Вынося приговор, также как и в случае Лайзанса, суд принял во внимание прежнюю судимость Мирхатанова и то, что во время погромов он находился в состоянии опьянения. Суд также постановил взыскать с подсудимого компенсацию в пользу двух полицейских на общую сумму 320 латов.
«Дело погрощиков 13-го января»
Все возникло стихийно: 13 января 2009 года около 19 часов несколько сотен участников мирной акции протеста, организованной партией «Общество за другую политику», с Домской площади направились к зданию Сейма. Там отдельные группы молодежи забросали здание парламента яйцами, бутылками, булыжниками из мостовой, попытались ворваться внутрь. Были разгромлены также магазины на ул. Смилшу и других. Полиция пыталась сдержать погромщиков, в итоге был применен слезоточивый газ и другие спецсредства.
Около 20.30 в Вецриге сотрудники правоохранительных органов приступили к массовым задержаниям. Всего во время беспорядков в Вецриге было задержано 126 человек.
29 января 2009 года до административного суда дошло дело первого погромщика, которому инкриминировалось сопротивление полиции и бросок булыжником в полицейского. Однако судья Целмс отправил материалы в Криминальную полицию, чтобы проверить, не совершил ли молодой человек уголовного преступления.
Так же поступили и с другими задержанными: административные дела по статье «Сопротивление сотрудникам полиции» в судах закрывались, а материалы отправлялись в полицию — для того, чтобы начать уголовные процессы.
Не всех фигурантов «ночи булыжников» удалось сразу выявить. Однако полиция вывесила фото самых рьяных на сайте www.masunekartibas.lv, и дело пошло быстрее.
Об обвинениях. Только одному из фигурантов дела поначалу вменили мелкое хулиганство. Однако и это дело было закрыто и передано в полицию для дальнейшего расследования по более тяжкой статье.
Как отмечают в прокуратуре, дело неспроста длилось почти два года: объемы его очень большие – 39 томов (это почти 10 тысяч страниц). Было проведено более 700 допросов, назначено 28 экспертиз.
Под суд в итоге отправились 68 человек. Все фигуранты этого дела проходят по второй части 225-й статьи: активное участие в массовых беспорядках, если он связано с погромами, разрушениями, поджогами, уничтожением имущества, насилием и сопротивлением представителям власти.