Отдел рынков и компаний
Начало 2011-го для игорного бизнеса нельзя назвать совсем уж плохим. По признанию представителя отраслевой ассоциации Арниса Марцинкевича, самый тяжелый период, когда единственной задачей компаний было выживание, остался позади. Сейчас рынок вроде бы стабилизировался, в первом квартале в годовом исчислении он показал рост. Правда, сами его участники отмечают: показатели радуют плюсами только потому, что в 2010-м был сплошной минус.
Но правительство одним росчерком пера свело эффект на нет, увеличив с 1 июня налог на автоматы на 14%, на столы — на 10%.
«Но есть и хорошие новости, — продолжает он.— Даже в тяжелом 2010-м сохранилась не очень небольшая, но довольно стабильная аудитория. Другой позитивный момент — изменение отношения к нашим заведениям у большинства клиентов. Люди стали воспринимать автоматы, рулетки и другое так, как и следует, — в качестве увеселения. В свое время часто можно было слышать упреки: мол, из-за нас у людей возникают серьезные проблемы. Но, к счастью, большинство все-таки поняло, что поход в игровой зал нельзя рассматривать как способ заработка. И сейчас таких адекватных посетителей — явное большинство. Это хорошо во всех смыслах — в том числе для репутации компаний».
Иностранцы мухлюют
Но есть одна проблема, которая не дает покоя этой организации: азартные развлечения онлайн. Сегодня латвийскому пользователю Интернета доступен широчайший ассортимент ресурсов, где можно, не отходя от компьютера, перекинуться в покер, попытать счастья на «одноруких бандитах», поиграть в рулетку или сделать ставку на победу любимой команды. Из всех владельцев подобных цифровых заведений в Латвии зарегистрирован только один — Optibet. Остальные же находятся где угодно: на Мальте, в Гибралтаре и в более отдаленных уголках земного шара. Соответственно налогов здесь они не оставляют ни копейки, что, по мнению ассоциации, ставит их в более выгодное положение по сравнению с компаниями, легально работающими в Латвии.
Более того, некоторые особо хитрые предприятия умудряются еще и обходить запрет на рекламу азартных игр, продвигая свои услуги даже через телеканалы. «Национальный совет по электронным СМИ на такие ухищрения часто закрывает глаза. В частности был случай, когда Poker Star рекламировал бесплатное обучение покерным правилам. Совет же рассуждал так: раз бесплатно — значит, не азартная игра. Хотя если вы зайдете на портал фирмы, то следующий шаг, который вам предложат, — это партия на реальные деньги», — рассказал председатель правления Латвийской ассоциации игорного бизнеса Гирт Лудекс.
Поэтому организация возлагает большие надежды на новый законопроект, разработанный Министерством финансов при участии Инспекции по надзору за азартными играми. Месяц назад он прошел собрание госсекретарей, а на этой неделе его будут обсуждать в Министерстве финансов.
Документ от своего предшественника отличается дополнительными нормами относительно карт и Интернета. По первому пункту, в частности, дается уточнение: турниры по покеру и другим аналогичным играм могут проводиться только в специальных местах — казино, игорных залах и залах для бинго. Как пояснил Гирт Лудекс, поправка появилась потому, что в последнее время подобные мероприятия проходили где попало — даже в высших учебных заведениях.
Вход на рынок — по пропускам
Что касается интерактивных игр, то им посвящен целый раздел. Большинство пунктов перекликаются с нынешним законом, но появились и инновации: местной публике ограничат доступ к соответствующим зарубежным онлайн-ресурсам. Для этого борьбу развернут сразу на двух фронтах. Во-первых, по требованию инспекции может быть наложен запрет на расчеты между клиентами латвийских коммерческих банков и не лицензированными на территории нашей страны организаторами игр или посредниками. Второй фронт борьбы развернется на уровне интернет-провайдеров: по запросу той же инспекции они должны будут заблокировать доступ своим пользователям на определенные сайты.
Решать проблему с интерактивными тотализаторами и др. предполагается не только с помощью таких карательных мер, но и за счет ослабления налогового бремени. А именно предлагается снизить налог на интерактивные азартные игры с нынешних 10% от дохода до 5%. По мнению Г.Лудекса, ужесточение, с одной стороны, и смягчение — с другой, должны дать желаемый эффект — то есть мотивировать работающие без местной лицензии интернет-компании приходить сюда легально. «Получение лицензии стоит 350 тысяч латов. Для таких гигантов, как Bwin, например, это вообще не деньги. А при том, что здесь они зарабатывают миллионы, им будет выгоднее зарегистрироваться, чем потерять наш рынок», — добавил А.Марцинкевич.