В университете Страдыня ему осталось только защитить работу по теме «Криминологический анализ преступлений, совершенных должностными лицами».
— Я изучаю преступления, совершенные полицейскими в течение последних 10 лет. Ищу ответы, почему они были совершены, как их избежать в будущем. Такого исследования в Латвии еще не было.
— Екабпилс – это было действительно что-то чрезвычайное, — продолжает он. – Это была очень трудная ситуация с моральной стороны: полицейский погиб, преступники — полицейские. Другое дело, что в течение последнего месяца наше Бюро внутренней безопасности за взятки задержало 8 полицейских. Говорили с коллегами, хорошо ли это? С одной стороны, хорошо – ведь задерживают тех, кто берет взятки, с другой стороны – для имиджа полиции ничего хорошего.
Из садовников в полицейские
Артис Велшс родился в Риге, но всю жизнь прожил в Юрмале. Учился он в Булдурской садоводческой средней школе, известной как Булдурский совхоз-техникум. Но после его окончания понял, что это не совсем его призвание. При этом он познакомился с сотрудником Юрмальской полиции, который предложил пойти в патрульную службу: перспективы хорошие и график нормальный – две смены отработал и два дня свободен.
— Это мне показалось интересным, к тому же полицейский участок находился недалеко от нашего дома.
Дальше началось продвижение по карьерной лестнице. Полтора года в патрульной службе – первые навыки, выезды, экстремальные ситуации, потом работа участковым инспектором – ответственность за свою территорию.
— Был азарт расследовать дела, раскрывать преступления, помогать людям. Мне в то время доверяли и исполнение обязанностей дежурного Юрмальского полицейского управления, когда 24 часа нужно было отвечать за всю территорию Юрмалы – руководить работой всех оперативных служб Юрмальской полиции.
Первая руководящая должность – начальник штаба Юрмальского полицейского управления.
Взятки, оружие и полицейская этика
Артис Велшс говорит, что сталкивался в жизни с разными ситуациями.
— Это специфика работы в полиции – твоя жизнь зависит от того, как ты себя повел в конкретный момент. Сказать, какая ситуация опасна, а какая – нет, невозможно. Всегда нужно держать в уме, что даже в самой простой ситуации задержанному может что-то прийти в голову и он может, к примеру, достать нож. Мне приходилось много раз сопровождать психически неуравновешенных людей до медицинских заведений. В таких случаях по дороге из Юрмалы в Ригу не оставляло напряжение: бросится, не бросится.
Артис Велшс подчеркивает: ему никогда не предлагали взятку.
— Наверное, я так наладил контакты с потенциальными взяткодателями, что они понимали: со мной такое не пройдет. Я не могу понять полицейских, которые ради 15 латов готовы рисковать карьерой.
Сейчас Артис Велшс работает очень напряженно. На службу приходит в 7 утра, выясняет, что произошло ночью, встречается с руководителями управлений. Каждое утро в 8.00 – оперативное собрание, потом — другие собрания, встречи...
Время после работы посвящено детям, которых у Артиса Велшса трое: 7-летнего Виестура нужно отвезти на тренировку по хоккею, 13-летнюю Маруту – на танцы, жене помочь с трехмесячным Валтерсом.
Кстати, с женой Санитой они познакомились еще в техникуме.
— Учились на одном курсе. Помню, 1 сентября собрался новый класс. И я ее заметил. Она мне сразу понравилась.
В тот же вечер парочка танцевала на дискотеке. К концу учебы все про них знали: у них большая любовь. После школы они пару лет пожили вместе, а в 1995 году поженились. С тех пор супруга поддерживает Артиса Велшса, в том числе и на должности начальника полиции.