Объяснение тому — выступление особо важных свидетелей (работников СГД, а также членов семьи Вашкевича), которые, возможно, будут рассказывать секретную информацию и интимные подробности личной жизни. А закон в этом случае защищает их неприкосновенность.
Данное ходатайство поступило со стороны адвоката Вашкевича Юриса Дзелме. И судья приняла решение удовлетворить просьбу защитника.
Напомним, что после того, как в адвокаты ушел прокурор Иварс Краузе, обвинитель в «деле Вашкевича» сменился. И процесс это только затянуло. Предыдущий суд был назначен на 12 ноября, но заседание было отложено по причине болезни обвиняемого.
Ранее суд пытались начать с 12 по 16 июля. Но в связи с тем, что прокурор ходатайствовал о дополнении материалов, суд принял решение дать обвиняемому и его защитнику адвокату Юрису Дзелме время на то, чтобы ознакомиться со всеми документами.
Тот самый Вашкевич...
На предыдущем процессе – в конце февраля этого года - в коридоре суда Владимир Вашкевича поджидали представители СМИ, ведь к нему у прессы накопились вопросы не только в связи с уголовным делом. Однако чиновник в дискуссию вступать не стал и от внимания журналистов вежливо уклонялся:
— Я сейчас в отпуске, поэтому никаких комментариев не даю, — отвечал он всем. На вопрос, когда его отпуск кончится, Владимир Вашкевич заявил, что не помнит. Собственную должность тоже называть отказался.
Так что вопросы о краже данных из СГД и о том, примет ли он пост старшего эксперта в Департаменте налоговой политики, предложенный министром финансов Эйнаром Репше, так и повисли в воздухе.
Белоконь и другие свидетели
На процесс тогда явилось несколько VIP-персон в качестве свидетелей — к примеру, экс-глава СГД Дзинтарс Яканс. Впрочем, свидетели пришли не все. Так, к примеру, когда судья Айя Ава огласила список вызванных в суд лиц, выяснилось, что на процесс не придет Вилорий Белоконь — он находится за границей в рабочей командировке.
Когда с традициоными формальностями процесса было покончено, судья предложила участникам процесса изложить свои ходатайства. Как выяснилось, множество просьб в связи с делом возникло у обвинителя — прокурора Элги Йоникане. Г-жа Йоникане заявила, что не упспела как следует подготовиться к этому процессу, так как получила дело только 9 февраля. (Напомним, изначально это дело вел Ивар Краузе, однако в этом году он покинул прокуратуру и стал адвокатом).
Так вот, обвинитель попросила присоединить к делу диск с телефонными разговорами и их распечатку, которые по ошибке были отправлены в другое дело. По словам прокурора, касательного этих разговоров будет строиться допрос свидетеля Белоконя, так что их необходимо добавить к материалам дела.
Однако этому тут же воспротивилась защита Владимира Вашкевича:
— У обвиняемого есть право ознакомиться с материалами дела, поэтому мы хотели бы взглянуть на документы, прежде чем решать, стоит ли дополнять ими дело, — заявил один из адвокатов Вашкевича — Юрис Дзелме. — Однако, если это материалы оперативной разработки, они должны быть правильно оформлены процессуально. А значит прокуратура должна озаботиться получением справки из Верховного суда, в которой бы говорилось, кто прослушивался, была ли санкция и т.д.
Судья Ава согласилась с доводами защиты и попросила прокурора привести материалы в должный вид и только тогда предлагать дополнить ими дело.
Дело — отложить!
Прокурор также попросила суд внести в дело часть материалов из архивного дела. Но, поскольку часть из необходимых документов не переведены на государственный с английского и русского, в переводе с юридического на обычный это означало — «прошу дело отложить».
— Конечно, мы не можем мешать обвинению в его праве на подготовку к процессу, но я считаю, что у прокурора было достаточно времени, чтобы все успеть вовремя, — возмутился адвокат Айнарс Платацис. — Затягивание такого общественно-важного процесса — это просто издевательство над судом.
Прокурор завершила перечисление своих просьб, ходатайством о вызове свидетелей, которые, по мнению обвинения, могут рассказать суду о доходах и тратах Владимира Вашкевича. Список свидетелей должны дополнить: Оксана Назарова, Инара Вилкасте, Ольга де Вашкевич, а также Петр Вашкевич.
После оглашения просьб, судья Ава объявила в деле перерыва до 12 июля.
В чем его обвиняют
С 2002 по 2007 год замначальника СГД Владимир Вашкевич пользовался средствами с банковских счетов, принадлежащими офшорной фирме Financial Euro Group LLC и физическому лицу. Он использовал выданные на его имя платежные карточки.
С помощью этих карточек, как считает прокурор, было совершено несколько сделок на общую сумму около 35 000 латов (что больше 20 минималок), но эти сделки не были внесены в декларацию должностного лица.
Вашкевич категорически отрицает свою вину. Как пояснил нам его адвокат Айнар Платацис, речь идет лишь о бытовых расходах — они были истолкованы как «сделки». Причем речь идет о карточке его престарелого отца Петра Вашкевича, по поручению которого он за 6 лет cделал ряд платежей и покупок.
— Подарки дочерям, купленные на кредитную карточку отца — вот и все дело. Просто смешно, — комментирует Платацис. — Разделите 35 тысяч на 6 лет — совсем ведь небольшая сумма получается.
Вашкевич-младший, по словам защитника, никаких «доходов» с этих платежей, сделанных по просьбе старика отца, не имел. Поэтому и не вносил их в свою декларацию о доходах.
И немного о правах человека
Как сообщила нам защита г-на Вашкевича, он собирается подать жалобу в Стразбургский суд в связи с лишением его доступа к гостайне и отказом рассматривать это дело по существу латвийскими судами всех инстанций. Обоснование: предполагаемое нарушение 13 пункта первой части 6 статьи Европейской конвенции прав и свобод человека.
Для справки
Владимира Вашкевича судят по 2 части 219 статьи УЗ. Предыдущий суд был назначен на 12 ноября, но заседание было отложено по причине болезни обвиняемого.
Ранее суд пытались начать с 12 по 16 июля. Но в связи с тем, что прокурор ходатайствовал о дополнении материалов, суд принял решение о длительном перерыве.