Потерпевший: «У меня увели миллион»
Итак, Рижский окружной суд продолжает рассматривать дело о краже денег клиентов банка. Свое видение событий на последнем заседании изложил потерпевший Тадеуш Кобетс. Он рассказал суду о том, кто и при каких обстоятельствах познакомил его с Фроловым.
В августе 2005 года г-н Кобетс приехал в Ригу, чтобы открыть счет для своего судо-пароходного бизнеса. Его студенческий товарищ - г-н Барановский — сказал, что занимается кредитными делами и посоветовал обратиться к Фролову, который, как понял Кобетс, занимается открытием счетов. Открыть счет и организовать фирму Кобетсу требовалось в самые кратчайшие сроки, потому что деньги - 1 200 000 долларов — должны были поступить буквально «вот-вот». Они встретились с Фроловым. Тот показался ему грамотным, обстоятельным и вызывающим доверие человеком. Он предложил не терять времени на организацию новой фирмы, а перечислить деньги на счет его фирмы— MINIVEL LLP. Сообщив реквизиты счетов своих компаньонов и свои, Кобетс доверился Фролову.
Уже 1 сентября 5 500 000 долларов были перечислены на счет MINIVEL LLP, из них 1 200 000 принадлежали Кобетсу, 1 800 000 — еще одному потерпевшему по этому делу Гончарову и 2 500 000 — третьему компаньону. К концу ноября бумаги на фирму, которую Кобетс изначально хотел открыть, были готовы. Осталось только поставить подписи. Для чего Фролов пригласил Кобетса к себе в кабинет.
— Все выглядело чинно - никаких подстав, все же держалось на дружеском отношении и доверии. А также на выгоде — процентах, которые Фролов сам пообещал, в виде компенсации за то, что деньги лежат на счету его фирмы, — заявил в суде потерпевший. - Через какое-то время я позвонил в Ogres komercbanka убедиться, что деньги теперь лежат на счету моей фирмы. Девушка мне это подтвердила, огласила даже сумму с процентами, которые накопились к тому моменту. Я успокоился и стал искать судно, которое мог купить на эти деньги для своего нового бизнеса.
Прошло 9 месяцев. Только в июне Кобетс заинтересовался своим миллионом. И сообщил Фролову, что, мол, нашел то, что ему надо, и очень скоро ему понадобятся деньги.
— Через пару недель мне позвонил Фролов и сказал, что его отстраняют от должности - вот такие неприятности на работе, — говорит потерпевший. – Я до последнего не верил, что могу потерять деньги. Но вместе с президентом банка мы выяснили, что счет совершенно пуст. Более того, оказалось, что его никогда не открывали, т.е. им не пользовались вообще! Тогда на Фролова завели служебное дело. Меня предупредили, что даже если получу деньги обратно, то это будет нескоро. Я начал звонить Фролову, но тот сказал, что вернет деньги. Потом он на звонки просто перестал отвечать.
В ходе суда Фролов задавал Кобетсу такие вопросы, как: «Знаете ли вы законодательство Греции и России?», «За какие заслуги вы заслужили 1 200 000 долларов?», «Почему вы хотели открыть счет именно в латвийском банке?», «Как вы зарегистрированы в России?», «Заплатили ли вы с этой суммы налоги, если да, то в какой стране?»… Все эти вопросы то веселили, то раздражали судью Хлевицкиса. Большую часть он просто отвел, за исключением последних двух.
Г-н Кобетс требует компенсацию и, конечно же, возврата всех его денег. Судья это нашел вполне логичным и обоснованным.
Обвиняемый: «В банковском деле никто не понимает»
Ниже — та точка зрения, которую отстаивает сам обвиняемый Юрий Фролов. Он отмечает следующие спорные моменты дела:
* К своим заявлениям потерпевшие так и не приложили договоры о том, откуда у них такие деньги. Но прокурор почему-то верит им и не проверяет, а были ли вообще эти деньги у потерпевших?
* В деле речь идет о 5,5 млн. долларов, однако потерпевшие требуют взыскать только 3 млн, почему они не просят остальные 2,5 млн? Молчит о них и прокурор.
* На процесс так и не пригласили представителей отдела надзора за банками FKTK, не назначили элементарно бухгалтерскую экспертизу
* 17 октября 2006 года было возбуждено уголовное дело против Юрия Фролова. Однако осмотр его кабинета прошел только 15 января 2007 года — 3 месяца спустя. Почему следствие выжидало так долго?
— Я не хочу обвинять других — это не принцип моей защиты, я не буду просить посадить со мной рядом всех сотрудников моего банка, я просто считаю, что Ogres komercbanka допустил самую глупую ошибку в своей жизни — вынес сор из нашей избы, из нашего банка, — заявил в суде г-н Фролов. — Я считаю, это обычный хозяйственный спор между юридическими лицами, а споры между компаниями решает хозяйственный суд — никак не уголовный. Мне противно оправдываться в том, чего я не совершал. Ни в одном документе в деле нет моей подписи, ни одна экспертиза не доказала, что я подписывал кассовые расходные ордера, потому что действительно я этого не делал, в компьютере нет ни одной папки с моим именем, нет переписки с моим именем — это просто смешно.
Владелец счета: «Миллионов не держу»
Под конец суда появился свидетель Артур Рудович, чье имя также фигурирует в цепочке отмыва – ведь именно на этого человека открыли счет в Ogres komercbanka и на него перечислили 1 200 000 долларов. Экономическая полиция очень заинтересовалась этим фактом, но г-н Рудович, похоже, ничего не знает об этом деле. Он пояснил, что работает в Риге, платит налоги, а его деньги лежат на счету в Swedbank.
— Миллионов я не держу! – уверенно заявил свидетель.
Для справки
Юрию Фролову вменяется мошенничество, уклонение от налогов и отмывание денег (ст.177 ч. 3, ст.195 ч. 3 и ст. 218 ч. 2 УЗ).
Как считает следствие, для своих махинаций Фролов использовал сотрудников своего банка. Судя по обвинительному заключению, через счета, открытые в банке на подставных лиц, прошли средства на 1 007 776 латов. Их Фролов, как полагает следствие, присвоил, «забыв» заплатить подоходный налог.
Дело отложено на апрель. Ибо у одного из потерпевших — проблема с латвийской визой.
В ходе судебного следставия уже было установлено: 4 физическим лицам (не относящихся к банку) без их ведома были открыты счета, которые позже использовались для «проброса» денег.