23 Ноября 2024 16:27
Новости
  17:45    20.10.2009

Дело о 50-тысячной взятке: «Зачем следователь вымогал?» (дополнено) (11)

Дело о 50-тысячной взятке: «Зачем следователь вымогал?»  (дополнено) <span class="comment-count">(11)</span>
— этот вопрос, как ни странно, сегодня сотруднику KNAB Юрису Юрашу задала судья. Давал бизнесмен Васильев взятку Юрашсу (на фото) или тот его провоцировал? Этот вопрос решается в суде Видземского предместья. Сегодня слушания по этому делу начались заново — судья, рассматривавшая это дело ушла в декрет. Сейчас процесс рассматривает судья Бамбере.

На скамье подсудимых двое: Валерий Васильев, которому вменяется дача взятки и Миервалдис Григорьев (родственник Юраша) , которого обвиняют в посредничестве. Оба свою вину категорически отрицают.

Сегодня свои показания давали кнабовцы: Алла Юраша, которая расследовала в KNAB дело Валерия Васильева в связи с подкупом исполнительного директора Даугавпилса, а также ее супруг Юрис Юрашс — человек, которого, по мнению обвинения, Валерий Васильев пытался подкупить. Зачем? Чтобы тот повлиял на жену и прокурора Краузе, с целью закрыть дело. (Подробнее о сути этих дел см. в справке).

Судья: «Зачем вы взяли взятку?»

В своих показаниях Юрис Юрашс по порядку изложил, как его подкупали:

— Со мной встретился Миервалдис Григорьев (мой очень дальний родственник), под конец встречи он сказал, что со мной хочет поговорить Валерий Васильев. Из намеков Григорьева я понял:  Васильев хочет дать мне денег. Так что Григорьев как бы интересовался: не последуют ли с моей стороны действия, направленные на его задержание. После чего я отправился к своему начальнику. Было решено начинать оперативный эксперимент.

Далее, по словам Юриса Юраша, он несколько раз встречался с Васильевым и Григорьевым. На этих встречах ему жестами и словами были предложены 50 000 латов. При передаче первых 10 000 латов Валерий Васильев был арестован. Все разговоры между фигурантами дела записывались (фрагменты распечаток пленок читайте ниже).

После рассказа свидетеля у судьи Бамбере возникло к нему множество вопросов. Она повела допрос крайне жестко:

— Зачем вы встретились в Григорьевым?

— Я оперативник, мне платят за информацию, поэтому мне приходится быть отзывчивым и встречаться с разными людьми, — ответил Юрис Юрашс.

— Григорьев был вашим информатором? — уточнила судья.

— Нет, но несколько раз информацию он мне передавал.

— С какой стати человек, который хотел дать взятку, искал встречи с вами? Вы давали повод?

— Нет, но наверное он хотел поговорить с человеком, который работает в KNAB и является мужем следователя по делу.

— Вы работаете в организации, которая призвана не только бороться с коррупцией, но и предотвращать её. Почему вы не пошли путем предотвращения, не зарубили все на корню? Почему сразу не отказались брать деньги?

— Я не сказал ни да, ни нет, однако передал информацию своему начальнику. Он решил задержать коррупционера, который таким способом решает дела.

— Какие у вас сейчас отношения с дальним родственником?

— Нейтральные. Я не чувствую, что сделал что-то, чего не должен был делать.

— Ну да, конечно, — язвительно прокомментировала ответ судья.

Далее инициативу в допросе перехватила адвокат Валерия Васильева Инга Лауце:

— О чем вы говорили в Валериев Васильевым на встречах?

— Я предложил ему сотрудничать со следствием. В случае, если бы он помог раскрыть преступление,  возможно, уголовная ответственность была бы снята.

— В деле, которое расследовал прокурор Краузе, или в деле в бюро?

— В обоих.

— Прокурор Краузе расследовал дело о контрабанде, вы знаете, что это особо-тяжкое преступление? (Адвокат намекает, что освобождение от ответственности в таких случаях не предусмотрено. — Авт.)

— Я не помню.

— То есть, вы предложили Васильеву помощь в вопросе, в котором сами не очень компетентны? Хорошо. Второе дело, которое расследовалось в  KNAB — чем там вы могли бы ему помочь? Какое положение у Васильева там было?  (прим. авт. — тогда Валерий Васильев вызывался в бюро как свидетель)

— Не помню, кажется, подозреваемый.

— После ареста Васильева вам ещё была нужна информация от него? Вы использовали те данные, которые получили от него?

— Нет.

Алла Юраша: «Муж на меня не повлиял бы»

Вызванная в качестве свидетеля в суд экс-следователь KNAB Алла Юраша, вспомнила, что несколько лет назад вела процесс, в котором Валерий Васильев проходил. Как свидетель. А чуть позже она внезапно узнала о задержании Валерия Васильева — в связи со взяткой.

— От кого вы это узнали? От мужа? — поинтересовалась у свидетельницы адвокат Инга Лауце.

— Может быть и от мужа. может, от другого сотрудника KNAB, например, Юты Стрике. Это дело обсуждалось с бюро,— ответила она.

— Ваш муж мог повлиять на то, чтобы вы закрыли дело? У него была такая власть? — продолжила допрос г-жа Лауце.

— Никто не мог бы, — уверенно заявила г-жа Юраша.

Промежуточный финиш

Следующее заседание в этом деле назначено на 15 марта 2010 года. Тогда будут вызваны и допрошены оставшиеся свидетели.

На фото Юрис Юрашс и Алла Юраша. Полностью фоторепортаж из суда см. здесь.

Что на пленках

Мы получили (неважно каким путем) распечатки оперативных записей по делу о 50-тысячной взятке, которую бизнесмен Васильев дал оперативнику KNAB Юрису Ю. Материал интересный: дает хорошее представление и о закулисье оперативной работы Бюро, и о психологии простого латвийского бизнесмена.

Позиции сторон заданы так.

Бизнесмен в ходе бесед просит «советов» и помощи у оперативника в двух его уголовных делах (подробнее см. справку). Что интересно, просит не только за себя — но и за своих сотрудников — бухгалтера и пр. «Не за свою личную шкуру только боюсь. За мной народ стоит, человек 70». Когда речь пойдет о конкретной сумму, он готов за каждого из 4-х «выкупаемых» заплатить по 10 тысяч. Г-н Васильев говорит об этом весьма эмоционально: «Если бы я свою задницу из ж... вытащил, а их бы всадил, меня такое не устраивает...»

Оперативник же, в отличие от бизнесмена прекрасно знает, что разговор идет под запись. Поэтому выражается крайне осторожно: чисто «по-человечески» сочувствует бизнесмену, намекает, что готов помочь и согласен «давать советы». Но явно старается слово «деньги» прямо не употреблять — ведь надо избежать обвинений в провокации. Поэтому в скользких случаях отделывается междометиями... Ниже приведены конкретные цитаты — оценим, как ему это удается. Но, в сущности, у него есть козырь, который он в зале суда уже использовал: «Я — латыш, и может быть, не очень хорошо говорю по-русски».

Ниже — несколько ключевых цитат из записей. (Приводятся с незначительными сокращениями. Мы убрали излишние «разговорности» из текста. Отметим, что в суде г-н Васильев уже извинялся за ненормативную лексику в этих записях: но он же не готовился к публичному выступлению).

Разговор про «советы»

Это самое начало переговоров. Бизнесмен еще осторожничает.

Васильев:...— Ну, как сказать, я не самый последний я уголовник в нашей стране, да и ничего плохого, серьезного делать не делаю...Больше хорошего, чем плохого. Ну, бывают ситуации у каждого в жизни, когда ты попадаешь под раздачу. Ну, и будь человеком из бизнеса со своей стороны — реально можете как бы подсказать, как правильно надо сделать...

Оперативник Ю. — Согласен.

В.: — Я думаю, в Латвии легче от этого никому не станет...

Ю.: — Ну, да...Эээ и то, что касается нашего сегодняшнего разговора, то вы заметили, что со своей стороны (я) якобы мог бы что-то подсказать или помочь... Я вам как бы могу просто давать советы , которые, ну, скажем так, они не противозаконные, да?

В.: — Мг.

Ю.: — Но есть совсем другие возможности, да, которые можно использовать и достичь тоже, скажем неплохой результат в конечном итоге... да?

В.:— Мг.

Ю.: — Потому что в данный момент идет расследование, что в одном деле, что в другом. И я, и следователь, и прокурор знает уже конец, видит, куда пойдет и какие санкции за это все и так далее. И перспектива «не самая та». Да? И я, поскольку представляю оперативную сторону... конечно, если есть возможность нам найти общий язык в каких-то вопросах, которые бы нам способствовали, то конечно, можно повлиять, что в одном деле, что в другом...»

В общем, бизнесмену разъясняют, что перспектива «не самая та». И наилучший выход для него — сотрудничество.

Оперативник Ю.: — Мой личный интерес в этом деле, что если бы вы могли нам помочь, возможно, кого-то разоблачить, или... информацией, да? То я говорю, что многие вопросы могли быть решены... Все зависит от того результата, который мы можем достичь, да? Мы можем, скажем, многое, что на законных основаниях и отпустить... Как бы и не осудить, да.

«Есть возможность помочь...»

Позже, уже на судебном процессе, адвокат обвиняемого во взяточничестве Васильева г-жа Лауце по этому поводу поинтересовалась у оперативника Ю.:

— У вас какое образование?

— Высшее юридическое.

— Ну, и как вы могли обещать «помощь» в связи с двумя особо тяжкими делами? Это же не в ваших силах...

Отметим еще один нюанс: призывая к сотрудничеству бизнесмена, оперативник активно ссылается на прокурора, ведущего дело «Васильева-Одерова» — «возможности есть и в том деле, которое у прокурора Краузе...» Если истолковать фразу как «возможность помочь Васильеву» — то у защиты возникают основания обвинять кнабовца в обмане: ибо разменивать «прощение» по двум особо-тяжким на какую-либо информацию — незаконно.

Разговор про деньги

К этому моменту оба ведут себя раскованнее, беседа уже не первая.

Васильев:

— Ну, меня интересует, чтобы все это недоразумение скрутилось и забылось в нашем государстве.

Оперативник Ю.: — Мг.

В.: — И сколько я должен за это?..

Ю.: — Мг.

В.: — Соответственно, эти мои — четыре человечка (называет 4 фамилии)... Потому, что если бы я свою задницу из жопы вытащил, а их бы всадил, меня такое не устраивает... Они ничего не знают. Это не их проблема. Они сидят и смотрят мне в рот, потому что вся, как бы надежда на меня.

Ю.: — Ясно...

(Далее следует рассуждение об опасностях бизнеса, которое мы опускаем).

Ю. — Я сам лично не принимаю решения. Значит, ты понимаешь, что тогда надо говорить с уже теми, которые принимают решения, да? И вряд ли кто-то тогда... так, скажем, за красивые глаза.

В. — Не, понятно. Все это понятно.

Ю. — Да?.. Так что вот.

В. — Ну, я думаю, вы тогда может быть, обсудите там в своем кругу, со своими людьми — что и сколько?

Ю. — А я сразу могу вам сказать. Я вопрос поставлю тогда так: как вы сами оцениваете? Как вы сами считаете?

В. — Мг. Ну, я...

Ю. — Сколько?

В. — Так, я тогда буду просто вести расчет как бизнесмен, да?...То есть, вот есть сделка, заработали миллион. Да? Обычно всегда 30 процентов отстегивается, раздается, 10 — уходит на организацию всех дел, 10 — банку. Чтобы заработать миллион нужно прогнать где-то примерно 10 миллионов, да? Такие деньги в Латвии только политики имеют. А мы-то бизнесмены не имеем. Мы чуть поменьше имеем, поскромнее живем. Вот. И как бы остается полмиллиона заработанных, да? И вот эти полмиллиона как бы тратятся туда — на закрытие всяких мусора там всяких дел.... Ну, у вас я думаю, организация серьезная... Я думаю, в размере 50 тысяч лат, да?

Ю.: — Мг.

В.: — За каждого по десятке и десятка сверху.

(Далее следует обсуждение механизма предоплаты).

Справка

По версии обвинения, в январе 2006 года на г-на Юраша вышел предприниматель, обвиняемый по уголовному делу о контрабанде Валерий Васильев. За 50 тыс. латов он просил оставить его в покое.

Объектом покупки стало закрытие двух дел. Одно из них — дело о миллионной нефтеконтрабанде — расследовал прокурор Рихард Краузе. Валерий Васильев получил за него 6 лет тюрьмы. Правда, приговор обжалован и пересматривается в Верховном суде.

Второе дело рассматривалось в  KNAB — дело о подкупе при муниципальных заказах и присвоении крупной суммы в Даугавпилсе. В нем фигурирует исполнительный директор Даугавпилса Андрис Упитис. Он недавно скончался. На данный момент это дело рассматривается в Латгальском окружном суде.   

Оставить комментарий

Комментарии

  • Сева 20 Октября 2009 18:06

    Интересно, месяц назад этому же сотруднику КНАБ уже давали взятку! КАК ЖЕ ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ ЧТО ОН ВСЕ ЕЩЕ РАБОТАЕТ НА СВОЕМ ПОСТУ А? ужас какой - то ... бюрократия везде! ДАЕШЬ РЕВОЛЮЦИЮ ИЛИ ПОВТОРЕНИЕ 34-ого!

  • во как 20 Октября 2009 20:39

    Этому юрашу простые ппсники надавали в 2007-м году таких здюлей, что этот хуторянин опустился по самое не могу, кстати он тогда по пьяни пытался спровоцировать их на взятку, чтобы отмазать своего кореша! Хотелосьбы еще узнать, как он платит по кредитам? ведь хуторянин их набрал по самое нe могу :))))))))))))))

  • Папа 21 Октября 2009 00:15

    А я думаю, что Юраш - нормальный, а эта статья сделана в интересах Вашкевича и коррупционеров.

  • Олеш 21 Октября 2009 00:38

    Не разносите сплетен. Давали? Но не взял же!

  • И. Ищук 21 Октября 2009 02:07

    Ув. комментатор! Это странная версия. Здесь дан отчет из зала суда. Вопросы там задает судья, а не мы... Однако комментатора "во как" мы должны предупредить: вы переходите на личности, мы этого не поддерживаем.

  • Иван 21 Октября 2009 02:51

    Так Юрашс - следователь или опер?

  • смешно 21 Октября 2009 09:38

    Два хуторских рыла на фото ха ха ха ха.........

  • во как 21 Октября 2009 09:40

    ув. Ищук я только поднял чуть чуть истории: 27 май 2007 год, когда опустили этого юраша!

  • Для "во как" 21 Октября 2009 14:32

    "Поднимите" тогда уж всю историю, если Вам есть что сказать. На данный момент Вы не поднимаете историю, а гоните, извиняюсь, байду.

  • во как 22 Октября 2009 12:13

    Вся история уже была описана на этом сайте и повторятся незачем.

4 главные под байкой - Читайте также

Читайте также

4 главные под байкой

  • Дело о договорных матчах: как организовывали проигрыши

    Двое из пяти фигурантов дела в организации договорных матчей в чемпионате Латвии по футболу признали вину полностью, двое отрицают, а один согласен с обвинением частично, - сообщает LSM+. Такую позицию выбрали подсудимые в Латгальском районном суде в Даугавпилсе 19 ноября после того, как прокурор зачитала суть обвинения.
  • Требование взятки 30 000: вице-мэр Кекавы приговорен к 4 годам (дополнено)

    Вице-мэр Кекавы приговорен к 4 годам тюрьмы. Ранее Суд по экономическим делам его оправдал.
  • Штраф за домогательства до 700 евро. За что именно будут наказывать? (4)

    14 ноября Сейм рассмотрел в третьем — окончательном — чтении и принял законопроект, предусматривающий введение административной ответственности за сексуальные домогательства. За это будет применяться штраф до 700 евро. За что именно будут карать виновных? Список достаточно широк: от нежелательных умышленных прикосновений/поглаживаний до демонстрации половых органов.
  • Версия защиты: в администратора Бункуса стреляли с тротуара (2)

    На прошлой неделе Рижский городской суд признал миллионера Михаила Ульмана и его давнего делового партнера Александра Бабенко виновными в заказе убийства администратора неплатежеспособности Мартиньша Бункуса. Но, как сообщает передача Nekā personīga (ТВ3), у защиты другая версия. По мнению адвокатов, не исключено, что в Бункуса стреляли с прилегающего пешеходного тротуара или парковки.

Кнопка Телеграм в байках

топ 3 под байкой - Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

топ 3 под байкой

Рекомендованно для вас

Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

Комментарии

Комментарии