Переквалификации ранее предъявленного обвинения на более тяжкое, на которое намекали представители СКР, не произошло. Таким образом, у обвиняемого появился реальный шанс избежать дальнейшего уголовного преследования по амнистии, если, конечно, его подруга и бывшая подчиненная Евгения Васильева по-прежнему не будет давать против него показания по делу «Оборонсервиса».
По данным «КоммерсантЪ», экс-министра Сердюкова и его адвоката Константина Ривкина пригласили в Главное военное следственное управление (ГВСУ) СКР в минувшую пятницу. В повестке была указана стандартная причина — для производства следственных действий, поэтому заявление сотрудника ГВСУ, что все следственные действия на самом деле завершены, стало в некотором роде неожиданностью и для обвиняемого, и для его защитника. Господину Сердюкову даже не стали предъявлять для подписи так называемое обвинение в окончательной редакции, предполагающее уточненную трактовку претензий, изложенных в начале следствия. ГВСУ, таким образом, признало, что за две недели, в течение которых расследовалось дело о халатности, получить какие-либо новые доказательства, позволяющие скорректировать первоначальное обвинение, а тем более переквалифицировать его на более тяжкую статью УК РФ, не удалось.
Фото: Иван Шаповалов / Коммерсантъ
Иными словами, военное следствие согласилось с тем, что Минобороны вложило 56 млн руб. в благоустройство принадлежавшей зятю Анатолия Сердюкова Валерию Пузикову элитной рыболовно-охотничьей базы отдыха «Житное» в Астраханской области только по недосмотру тогдашнего министра. Из-за его «пренебрежительного отношения к служебным обязанностям» к коммерческому объекту за армейский счет была построена автодорога с понтонными и автомобильными мостами, степную территорию «Житного» облагородили газонной травой и пирамидальными тополями, а в коттеджах элитной базы появилась итальянская мебель.
Отметим, что обстоятельства благоустройства базы расследовались без малого год, но господин Сердюков, который, по данным его сослуживцев, лично контролировал строительство дороги к «Житному», а на озеленение и мебелирование базы отрядил своего советника по особым поручениям, проходил по уголовному делу свидетелем.
На протяжении почти всего срока расследования в деле фигурировали «неустановленные должностные лица Минобороны», причем инкриминировалось им «злоупотребление должностными полномочиями с причинением тяжких последствий» (ч. 3 ст. 285 УК РФ, до десяти лет лишения свободы).
Но как только в расследовании появился именитый фигурант, тяжкую статью о злоупотреблении тут же переквалифицировали на символическую «Халатность» (ч. 1 ст. 293 УК РФ, по ней предусмотрено даже такое наказание, как штраф в размере месячного оклада).
53 тома дела и «обет молчания» Васильевой
Теперь господину Сердюкову и его защите предстоит ознакомиться с материалами уголовного дела. Процедура будет начата в ближайший вторник и должна занять немало времени: в уголовном деле 53 тома. Впрочем, ознакомление может быть завершено и досрочно в связи с вступлением в действие посвященной 20-летию Конституции РФ амнистии.
Во всяком случае, после того, как господин Пузиков и его партнер безвозмездно передали «Житное» двум автономным бюджетным учреждениям Минобороны, нанесенный армейскому ведомству ущерб считается погашенным, и это обстоятельство дает господину Сердюкову реальный шанс решить проблему с уголовным делом в досудебном порядке.
Помешать запланированному освобождению экс-министра от уголовного преследования, по мнению близкого к ГВСУ источника «Ъ», теперь может только один человек — близкая подруга Анатолия Сердюкова, занимавшая при нем должность начальника департамента имущественных отношений (ДИО) Минобороны Евгения Васильева.
Перспективы госпожи Васильевой, обвиняемой по четырем тяжким статьям УК РФ в рамках уголовного дела ОАО «Оборонсервис» о масштабных хищениях имущества Минобороны, не такие радужные. До настоящего времени военное следствие лояльно относилось к ней, позволяя, например, дожидаться суда под домашним арестом.
Госпожа Васильева, в свою очередь, пока отказывается от показаний. Не исключено, что благодаря этому обстоятельству ее бывший непосредственный начальник Анатолий Сердюков пока остается свидетелем по делу «Оборонсервиса». На данный момент считается, что экс-начальник ДИО и аффилированные с ней военные чиновники Анатолия Сердюкова они, как сказано в уголовном деле, «вводили в заблуждение».
Между тем, если дело предполагаемого организатора афер Васильевой дойдет до суда и бывшая военная чиновница поймет, что ей, в отличие от экс-министра, грозит реальный срок, она может и нарушить взятый на себя «обет молчания».
При таком раскладе Анатолий Сердюков, фактически избежавший ответственности по делу о благоустройстве «Житного», может пополнить список обвиняемых по не попадающему под амнистию делу «Оборонсервиса». Чтобы предотвратить такое развитие событий, по данным источника «Ъ», все силы и средства команды Анатолия Сердюкова брошены сейчас на организацию защиты Евгении Васильевой.
Адвокат Анатолия Сердюкова Константин Ривкин сказал «Ъ», что закон об амнистии пока не принят, поэтому давать какие-либо прогнозы на эту тему преждевременно.