Между тем и первое дело о цифровом телевидении (цифра-1) еще в стадии рассмотрения - вчера в Рижском окружном суде было назначено по нему заседание. На процессе по цифре-1 под судом оказались экс-директор LNT Андрис Экис, политтехнолог Юргис Лиепниекс и другие.
Отметим также: цифра-1 в суде находится еще с ноября 2007-го года - уже 14 лет. В прошлом году после кассации Верховный суд отправил его на новый виток рассмотрения.
От соглашения с прокурором отказались
Прокурор Монвидс Зелчс пояснил, что дело передано в СЭД в соответствии с действующими нормами Уголовно-процессуального закона.
Как мы уже сообщали, это новое учреждение - суд по экономическим делам начал работу 31 марта нынешнего года. В компетенцию суда входит рассмотрение уголовных дел о преступных деяниях, предусмотренных в нескольких нормах Уголовного закона, в том числе дел о легализации преступно нажитых средств.
Ни один из судей СЭД до сих пор не работал судьей. На вопрос, не вызывает ли опасений недостаток опыта суда в рассмотрении уголовных дел такого объема и нехватка опыта в отношении ожидаемого приговора, прокурор Зелчс отметил, что действовал согласно закона и полагается на компетенцию суда.
Обвинитель также подтвердил, что ни один из обвиняемых не отозвался на возможность завершить уголовный процесс соглашением с прокурором о наказании.
Цифра-2: афера с договором Hannu Digital
По версии обвинения, речь идет о мошенничестве в крупном объеме и в организованной группе.
На скамью подсудимых сядут девять человек: бывший премьер-министр Латвии Шкеле, бывший министр транспорта Шлесерс, бывший председатель правления ООО Tet Юрис Гулбис, бывший госсекретарь Министерства транспорта Нилс Фрейвалдс, бывший председатель правления Латвийского государственного центра радио и телевидения Лаурис Дрипе. Обвиняются также тогдашний коммерческий директор Янис Лигерс, руководитель бизнес-отдела Томс Абеле, руководитель отдела поддержки бизнеса Томс Мейситис и бывший руководитель компании Hannu Digital Гинтарс Кавацис.
Обвинения выдвинуты по статьям Уголовного закона о мошенничестве и легализации преступно нажитых средств, а именно в связи с действиями в ходе объявленного Министерством транспорта в 2008 году конкурса на обеспечение наземной трансляции телевизионных программ в цифровом формате и на основании этого в связи с заключенными между ООО Tet, ООО Hannu Digital и ГАО Latvijas Valsts radio un televīzijas centrs (LVRTC) договорами, указала прокуратура в сообщении для прессы.
Как считает следствие, действия обвиняемых лиц были направлены на то, чтобы незаконно и необоснованно вовлечь в данный проект и договорные обязательства ООО Hannu Digital, в результате чего в пользу ООО Hannu Digital были получены финансовые средства Tet в размере нескольких миллионов евро, что необоснованно удорожило и сам проект государственного масштаба.
Цель - 3 миллиона евро
Зелчс, не раскрывая имен обвиняемых, ранее пояснил, что у каждого обвиняемого была своя роль в инкриминируемом им преступлении. Вероятную преступно нажитую сумму прокурор не назвал, но неофициально речь идет о примерно трех миллионах евро.
Также Шкеле обвиняется в легализации преступно нажитых средств, если это было сделано в крупном объеме. LETA сообщает, что в данном случае инкриминируется возможная легализация около одного миллиона евро.
Инкриминируемые обвиняемым лицам деяния произошли в 2008 и 2009 годах, когда Министерством транспорта был организован конкурс на внедрение цифрового телевидения, а затем были заключены соответствующие договоры. Делалось это с привлечением в проект компании Hannu Digital.
И хотя в рамках уголовного процесса компания Tet сейчас не признана пострадавшей стороной, прокурор обратил внимание на то, что это не помешает дальнейшему продвижению дела.
Сейчас, согласно закону, за мошенничество в крупном размере предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком от двух до десяти лет с конфискацией имущества или без нее. За легализацию преступно нажитых финансовых средств, если это было сделано в крупном объеме, может быть назначено лишение свободы сроком от трех до 12 лет с конфискацией имущества или без нее.
Николай Кудрявцев, "Сегодня"