Мы уже не раз отмечали: покупка лекарств в России или Белоруссии стала для латвийцев привычной рутиной - там намного дешевле. Однако даже у соседей внутри ЕС - Литвы и Эстонии, цены в аптеках Латвии сейчас значительно ниже, чем в Латвии. И объясняется это просто: в остальных балтийских странах у наценок есть потолок. В Латвии же - "дикий капитализм".
Совет по конкуренции (СК) в этой связи констатирует: производители дают Латвии очень большую скидку, но на итоговой цене это никак не отражается. В 80% случаев заводская цена проверенных СК лекарств в Латвии ниже, чем в Литве и Эстонии, однако только в 40% случаев они в аптеках стоили дешевле.
О налогах и наценках
Сейчас механизм образования цен на лекарства в Латвии — самый невыгодный для потребителей в Балтии, - вынужден подтвердить СК.
Итоговая цена, по которой лекарство продается в аптеке, складывается из цены производителя, наценки крупного или оптового торговца, наценки аптеки и НДС. В Латвии выше и наценки, и НДС — в Латвии к лекарствам применяют налог 12%, в Эстонии 9%, а в Литве 5%.
В Латвии крупные поставщики ставят наценку в процентах от цены товара на цену производителя, аптеки — на цену поставщика. В Литве и Эстонии есть потолок наценок. Он не дает конечной цене сильно увеличиваться, даже если возрастает цена производителя. В Латвии потолок есть только для аптек и только для компенсируемых государством препаратов: если цена оптовика на препарат выше 71,14 евро, наценка остается не больше 6,05 евро.
Сравнив цены около 20 самых покупаемых в Балтии препараты, СК констатировал, что в некоторых случаях производители делали для латвийских крупных торговцев большую скидку, но на итоговой цене это никак не отразилось. В 80% случаев заводская цена этих лекарств в Латвии была ниже, чем в Литве и Эстонии, но только в 40% они в аптеках стоили дешевле.
Механизм ценообразования в Латвии выгоднее всего для крупных торговцев: он дает возможность установить максимальную наценку. Аптечная наценка в Латвии на препарат стоимостью 20 евро может достигать 4,92 евро, в Литве — 3,57 евро, в Эстонии — 3,09 евро. Если производитель меняет цену, наценка в процентах от цены товара в Латвии тоже растет, в Литве и Эстонии для некомпенсируемых препаратов — упирается в "потолок".
Что же делать со всем этим? Совет по конкуренции призывает оценить возможность ввести фиксированную цену на каждую упаковку лекарств и переработать механизм ценообразования.
"Балтийские закупки просто саботируются"
То, что из-за "фармацевтического картеля" Латвия теряет миллионы евро, недавно подтвердил даже президент Балтийской ассамблеи Янис Вуцанс.
Как пишет газета Neatkarīgā, аптечное лобби настолько влиятельно, что саботирует даже созданную Балтийской ассамблеей платформу для общих закупок вакцин. Президент ассамблеи Янис Вуцанс привел в этой связи просто шокирующий пример. В прошлом году на общих закупках вакцин стран Балтии Литва сэкономила как минимум 825 000 евро, Эстония – 700 000 евро, а Латвия – только 58 000 евро.
"Фармацевтический картель" сумел добиться того, что со стороны Латвии саботировались общие балтийские закупки вакцин, - делает вывод Neatkarīgā. Что вполне логично. Им-то это зачем? Все, что Латвия не сэкономила на закупках вакцин, математически является дополнительной прибылью оптовых торговцев фармацевтическими препаратами.
Обещают новую модель расценок
Поворотный момент ожидается 19 декабря: фармацевтическая отрасль представит новую модель фиксированных расценок.
Продолжение текста - читайте на 2-й странице.