Рассматривая дело Пориете и Лаздиньша в апелляционном порядке, суд признал обоих виновными в мошеннических действиях и приговорил Пориете к денежному штрафу в 90 000 евро, а Лаздиньша - в 80 000 евро.
Как мы уже сообщали, ранее - 28 октября 2019 года, суд Видземского предместья Риги в своем решении установил для Пориете штраф в размере 10 700 евро, а для Лаздиньша - в 9460 евро. Хотя речь в ходе процесса шла о мошенничестве при продаже двух участков земли (на ул. Рояс и в Вакарбулли, устье Лиелупе) общей стоимостью 250 000 латов (375 000 евро).
Преступление
Согласно обвинению, подсудимые договорились с помощью обмана заполучить чужую недвижимость. При этом нотариус, входя в доверие, злонамеренно использовала свое служебное положение при подготовке документов.
После первого приговора потерпевшие были возмущены: это же копейки, а не штраф! Они же обвиняются в мошенничестве на сотни тысяч! Обвинение тоже осталось недовольно: прокурор просил приговорить каждого из обвиняемых к штрафу в 200 минимальных зарплат — 74 000 евро. Во второй инстанции прежний приговор был отменен. И пошел пересмотр дела по второму кругу.
В деле имеются две потерпевшие, которые потеряли свои дома в результате махинаций. Одна из них, Лайла Гервятовска, вспоминает, как лишилась дома ее практически слепая мать–старушка (ныне уже покойная).
— Это был четвертый день после операции. Она физически ничего не могла прочитать, поэтому насколько раз спрашивала у нотариуса: "Это же не про дом?". Та ей отвечала: "Нет, нет, это по поводу поля. Подписывайте".
Вторая потерпевшая, Хардия Виджус, также говорит, что вера в правильность действий нотариуса принесла ее семье немало бед.
— Если бы не было Пориете, этот Лаздиньш ничего не мог бы сделать, — говорит женщина. — Мне даже в голову не могло прийти, что нотариусу можно не доверять. Это же она составила договор о продаже, в котором все было распланировано!
Но это еще не все: даже после начала уголовного процесса Лайла Пориете продолжала работать нотариусом, — удивлялась в ходе процесса потерпевшая. Только после приговора суда первой инстанции она была отстранена.
Представитель потерпевшей Гервятовской адвокат Роланд Бортащенок ранее пояснял нам, что у него нет причин сомневаться в злом умысле обвиняемых.
— Уже тогда потерпевшая находилась в весьма преклонном возрасте — 80 лет. К тому же накануне подписания документов ей сделали операцию на глазах — у нее была катаракта. Представьте себе: пожилой человек отходит после операции, и тут к нему в 9 вечера приезжает кто–то и требует немедленно подписать документы. В итоге оказывается, что старушка, которая проживает вместе с дочерью и внуком–инвалидом, продала их единственное жилье за 5000 латов. Выглядит не очень логично.
По словам потерпевших, когда они стали обсуждать с Гинтом Лаздиньшем, как такое могло произойти, ответ был только один: "Вашей маме самой нужно было смотреть, что она подписывает. А теперь ни один суд вам не поможет", — жаловалась журналистам дочь обманутой Лайла Гервятовска.
При этом нотариус Пориете настаивала:
— Дама слепой точно не была. Она сама документы прочитала, к тому же ей все прочитали и она собственноручно все подписала.
Бизнесмен Лаздиньш также категорически отрицал свою связь с уголовным делом, настаивая, что спор был чисто гражданским.
Наказание
Итак, решением окружного суда Пориете была признана виновной в совершении уголовных преступлений, связанных с мошенничеством, подделкой документов и злоупотреблением служебным положением, за что ей установлен штраф в размере 180 минимальных заработных плат, то есть 90 000 евро без конфискации имущества.
В свою очередь Лаздиньш был признан виновным в совершении уголовного преступления, связанного с мошенничеством, но был оправдан по обвинению в организации злоупотребления служебным положением, окончательный штраф ему установлен в размере 160 минимальных зарплат или 80 000 евро без конфискации имущества.