Страницы:
Воров привлекают богатые дома
– Что можете сказать про Гаркалнскую волость? Мы слышали про напасть в поселках Суниши, Упесциемс, Лангстини. Нам читатели рассказывали, что в Суниши грабители прямо на глазах у сидящих на первом этаже хозяев спустились по лестнице со второго этажа, припугнули их, чтобы не поднимали шума, и беспрепятственно ушли.
– В полиции нет информации о таком случае. Теоретически же, если такое все же происходит, лучше ворам не сопротивляться, своя жизнь дороже любого имущества. Тем более что сейчас большое количество людей страхует свои ценности, и страховые компании им возмещают убытки от кражи.
– А после того, как все отдашь, что делать: заявлять о нападении в полицию или продолжать дальше бояться?
– Естественно, заявлять. Если люди будут молчать, как мы узнаем о краже?
– Чтобы страховать ценности, надо эти ценности иметь. Как вы считаете, воры действуют по наводке или без разбора?
– Конечно, какое-то количество краж совершается по наводке... Но... Вы в Суниши были?
– Собирались поехать, но там пострадавшие отказались встречаться с журналистами.
– Я сам не так давно познакомился с этим поселком. Мы там не раз были прошлой осенью и этой зимой. У нас было достаточно много профилактических рейдов. Я не могу раскрывать подробностей, но поверьте мне, ночей мы там провели немало. Мы беседовали с управляющим поселком о безопасности, и он нам провел своего рода экскурсию. По его словам, некоторые дома там стоят и один, и два, и четыре миллиона. Какая нужна наводка, когда любой в Латвии знает, какое количество обеспеченных людей живет в этих Суниши?
– Если воры выбирают дорогие дома, то возникает логичный вопрос: в этих домах есть и охранная сигнализация, и видеонаблюдение, почему эти меры не помогают?
– У кого-то есть, а у кого-то нет. Кто-то из хозяев жалеет деньги на охрану, кто-то на камеры наблюдения, хотя у самих в доме имущества на сотни тысяч. Кто-то просто ставит бутафорию и считает, что этого достаточно.
– А бутафорию от настоящих камер легко отличить?
– Смотря, какой уровень бутафории. Некоторые ставят настоящие камеры, но они у них не работают. С другой стороны, в Латвии не было случая, чтобы обворовали дом с живой охраной. Не секрет, что достаточно много обеспеченных домов ее имеет – люди там находятся 24 часа в сутки.
– Вы сказали, что провели в Суниши немало ночей. Это только там вы так усиленно охраняете покой граждан?
– Нет, не только там. Сами понимаете, что это оперативно-розыскные мероприятия, и я не могу вам о них рассказывать. Наш отдел занимается кражами из квартир и частных домов по всему Рижскому региону. В принципе там, где масса богатых домов, там в основном и происходят кражи. Если у вас в поселке есть обеспеченные домовладельцы, то потенциально они могут попасть в круг интересов преступников.
Почему не срабатывают меры защиты
– По вашим сведениям, как все-таки воры проникают в дома? Правда, что через верхний этаж?
– Способы разные. В том числе были зарегистрированы случаи, когда они проникали через второй этаж, пока хозяева находились на первом.
– Каким образом? Там же стеклопакеты стоят.
– Открывают окно, для них это не проблема.
– Про то, что пускают в замочную скважину усыпляющий газ – это, наверное, городской миф?
– Я слышал эти истории несколько раз. Знаете, наверное, такие слухи рождаются из того, что хозяева недвижимости во время нападения воров нередко спят и ничего не слышат. «Ну, как же можно спать и ничего не слышать? – задаются они вопросом. – Наверняка, нам запустили какой-то газ». Я могу утверждать, что за последние шесть-семь лет, что я тут работаю, в Рижском регионе не было таких случаев.
– Но дело-то в том, что и собаки не лают!
– Мы не исключаем возможность, что профессиональные преступники пользуются «отпугивателями» собак. Собака не то, что лаять не будет, она забьется в дальний угол. Конечно, это не значит, что каждый преступник имеет такое приспособление.
– По вашему опыту, бывают такие случаи, когда дом или квартира стоит на сигнализации, но воры успевали вынести все еще до приезда «апсардзес»?
– Да, но обычно это происходит под влиянием комплекса факторов. Бывают случаи, когда люди уезжают на пару часов в магазин и просто не ставят на это время дом на сигнализацию. Часть хозяев забывают ее включить. И потом, охранник не стоит у каждого дома, ему нужно определенное время, чтобы доехать. Если у него вызов, условно говоря, в Суниши, то пока ему пульт передаст информацию, пока он доберется туда из Лангстини, пройдет несколько минут. Мы сталкивались даже с тем, что не всегда охранник знает, где находится охраняемый объект – пока он ищет по навигатору нужный дом, проходит и пятнадцать, и двадцать, и двадцать пять минут. Этого достаточно, чтобы совершить кражу. Но также были случаи, когда охранники приезжали и успевали спугнуть воров.
– Охранники их не задерживают?
– Понимаете, охранник обычно приезжает один. Воры иногда промышляют вдвоем. Иногда бывает три человека. Охранник не знает, есть у них оружие или нет.
– Воры действительно могут разбить стекло, вломиться в дом с оружием?
– Таких случаев нет по той простой причине, что грабеж – это уже другая статья и другая уголовная ответственность. Одно дело обворовать дом – это будет кража с проникновением. И совсем другое дело, если действовать в присутствии хозяев, с элементами запугивания или даже с нанесением побоев – это уже грабеж с проникновением в помещение.
– И какое наказание по этим статьям?
– Если это небольшая кража, то до пяти лет, а если в крупных размерах (свыше пятидесяти минимальных зарплат, то есть более 22 тысяч евро) – от пяти до восьми лет. Грабеж с проникновением – до восьми лет. Наказание отдано на усмотрение суда, зависит от личности преступника, от всего комплекса смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.
Телефон полиции – 110
В Гаркалнской волости создана WhatsApp группа, куда можно послать информацию о замеченных жителями подозрительных людях и машинах и фото. Это группа не для оперативного информирования, а для сбора сведений и их анализа работником полиции. Номер для сообщений через WhatsApp – 26327545.
Кто обворовал директора SAB?
– Количество зарегистрированных за каждый год краж нам известно. Сколько из них раскрывается?
– Такую статистику по годам трудно привести. Буквально на прошлой неделе мы задержали мужчину, который орудовал в Гаркалнской волости и в Саулкрастском крае. В том числе раскрыто три кражи, совершенные им в 2016 году.
– У директора Бюро по защите Сатверсме (SAB) Яниса Майзитиса год назад украли личный компьютер. Воры проникли в квартиру, которую он арендовал. На днях было сообщение, что кража раскрыта и виновный уже осужден судом первой инстанции. Похищение компьютера у Майзитиса оперативно раскрыли потому, что он Майзитис?
– Не скажу, что мы его раскрыли так уж оперативно, на это ушел месяц, а некоторые кражи раскрываются нами и в течение дня.
– Но кража компьютера у директора SAB была связана с его профессиональной деятельностью?
– Нет, кража не была связана с его профессиональной деятельностью. Этим занимался серийный квартирный вор. В наше поле зрения он ранее не попадал, но попадался в другом участке за мелкие кражи из магазинов. Могу сказать, что наш отдел достаточно регулярно задерживает людей, которые занимаются именно серийными кражами в Рижском регионе. Задержание даже одного-двух таких человек дает достаточно много. Потому что есть такие «квартирники», которые каждый день совершают одну или две кражи, поднимая целую волну.