Махинаторы пользуются тем, что все больше потребителей хотят питаться не только вкусно, но еще и с пользой для здоровья, и за высококачественную еду готовы переплачивать. Производители и рады стараться, но зачастую только в описаниях на этикетке. Покупателя завлекают красивыми картинками и надписями "традиционный", "ручной работы", "цельнозерновой". Хотя состав далек от этих характеристик.
Усилители цвета и вкуса, ароматизаторы, весь набор химии или, наоборот, отсутствие заявленных полезных веществ — вот что покупатель получает на самом деле.
Так, хлеб, печенье и макароны — сейчас буквально все принято называть "цельнозерновым". Но в реальности клетчатки внутри может быть совсем мало.
Покупатели уже чувствуют подвох. В своем отчете ЕОП указывает: 85% опрошенных в Голландии и 84% опрошенных в Германии не верят надписям на этикетке.
Проблема в том, что производителей очень трудно привлечь к ответственности за такие действия, поскольку на европейском уровне нет строгих требований. ЕОП предлагает дать определение терминам "натуральный" или "традиционный", а также установить минимальное содержание того, что рекламируется на этикетке, — например, фруктов. Но пока у производителей таких обязательств нет. Поэтому представим себе, уважаемый читатель, те широкие возможности, которые из этого проистекают.
А теперь перейдем к конкретным примерам.
Химикалии нажористые
Среди продуктов, вызвавших возмущение ЕОП, есть хорошо нам знакомые по супермаркетам.
* Например, конфеты Fruittella. Несмотря на название Summer Fruits ("летние фрукты"), непосредственно фруктов в них всего 2%.
* Батончики Grany обещают 53% хлопьев и фруктов, но на самом деле содержат 2,6% фруктового пюре и 0,5% изюма.
* В красиво упакованном детском (!) йогурте Danonino, который, судя по картинке, обещает клубнику, банан и персик, фруктов — 0%.
* В чае Pickwick Forest fruit ("лесной фрукт") — меньше 1%.
* В батончике для здорового образа жизни Fitness от Nestle, несмотря на зазывную клубнику на картинке, ягод всего 3%.
* В "тропическом напитке" Oasis натуральных продуктов нашли хотя бы 12%, то есть там не только консерванты и ароматизаторы. Хотя даже имеющийся там апельсиновый и яблочный сок — из концентрата. Для придания "тропичности" добавили сока пасифрута и манго, но в смехотворных количествах: 0,1% и 0,07%.
* Клюквенный напиток от бренда Healthy people (в переводе — "здоровые люди"), упаковка заманивает огромной горстью клюквы с горкой и надписью "суперсмесь витаминов". Что внутри? На 80% апельсиновый сок, добавлены витамины E и C.
* Нам хотелось бы дать детям чего–то с клетчаткой? Сухие завтраки, в том числе известный у нас Nesquik, не поможет — в нем всего 2,3% клетчатки, что в несколько раз ниже, чем в одном помидоре!
Осторожно: опасная паприка!
Еще немного о "полезных" овощах. ПВС недавно потребовала отозвать из продажи партию испанской приправы из сладкой паприки Tasty Home под номером L840, со сроком годности до 16 августа 2019 года, потому что в ней констатировано двукратное превышение концентрации химического вещества охратоксина А.
В образце, который ПВС взяла на анализ, содержание охратоксина А составило 40,6 мгк на килограмм, тогда как максимальное разрешенное содержание составляет 20 мкг на килограмм продукта.
Охратоксин A — ядовитое вещество, вырабатываемое широко распространенными плесневыми грибами родов Penicillium и Aspergillus. Охратоксин A встречается в зерновых, бобовых, пиве, изюме, виноградном соке и вине, какао и кофе, специях, а также в субпродуктах и мясе, куда он может попасть в результате заплесневения. Основная угроза охратоксина A состоит в его негативном воздействии на почки (нефротоксичности). Существуют данные, что охратоксин A способен повреждать нервную систему, подавлять иммунитет, вызывать мутации ДНК и приводить к возникновению опухолей. Этот микотоксин негативно влияет на мужскую репродуктивную систему. Также известно, что охратоксин А может проникать через плаценту, что означает, что он может воздействовать на эмбрионы.
Распространитель товара — розничная компания Maxima Latvia, которая незамедлительно изъяла продукт из продажи.
ПВС призывает жителей проверить свои запасы пряностей и не употреблять в пищу приправу Tasty Home (в упаковке 60 г), которая произведена в Испании, ее поставщиком была литовская фирма Alvo Prekyba, распространителем — Maxima Latvia. Код EAN этой приправы — 2000228314017, номер партии — L840, срок хранения — до 16 августа 2019 года.
"По бабушкиному рецепту"
Привередливый покупатель в Европе любит сейчас изыскивать что–то эдакое. "Хлеб ручной работы", "крафтовое пиво", "по старинному рецепту". Когда читаешь такие надписи, сразу представляется идиллическая картинка домашнего, возможно, семейного производства, где опыт передается из поколения в поколение, и прочие "романтические идеи", как это называют авторы исследования.
Но на рынке романтике нет места.
Участники исследования из Чехии, например, жалуются: "хлеб по бабушкиному рецепту" содержит эмульгаторы, о которых бабушки и не слыхивали. Испанцев расстраивает, что множество томатных соусов "по–домашнему" содержат модифицированный кукурузный крахмал и другие загустители.
Швейцарцев возмущает целый ряд продуктов. Например, вяленая говядина "по семейному рецепту с 1885 года" содержит пищевые добавки, а традиционные жареные сырные сэндвичи... вообще не содержат сыра. Вернее, он там фальшивый.
Что значит "натуральный"?
Со словом "натуральный" в Европе сейчас вообще беда. Его покупатели и производители понимают совершенно по–разному. Если у клиентов (согласно опросу) в голове возникает картинка чего–то минимально обработанного и содержащего как можно меньшее число пищевых добавок, то производитель имеет в виду нечто другое.
Норвежцев, например, удивляет "натуральное филе индейки", которое состоит из индейки только на 53%. Остальное — курица и добавки. В Италии суп из артишоков "из натуральных ингредиентов" поражает списком ароматизаторов. И, кстати, артишоков там всего 2,7%.
ЕОП отмечает: в Европе вроде бы есть правила, запрещающие вводить покупателя в заблуждение. Мало того, даже оговорено, что продукты, маркированные как традиционные, домашние и ручной работы, не должны содержать добавок и ароматизаторов. Но проблема по–прежнему остается актуальной.
Многие страны вводят рекомендации для производителей, исключающие подобные игры словами. Однако авторы исследования признают: нужно больше четкости и единства в законах разных стран. Пока выступить единым фронтом не получается.
Те ещё фрукты
У нас плохая новость для тех, то иногда хочет добрать рекомендованную медиками норму овощей и фруктов из более интересных продуктов: производители и тут мухлюют.
Бельгийцы и голландцы вот обнаружили, что популярный "йогуртовый напиток с красными фруктами" содержит фрукты только на картинке. Задняя сторона упаковки, в свою очередь, раскрывает, что фруктов и сока там всего 2%. Мало того: то, что вошло в эти 2% — даже не "красные фрукты". Клубника, вишня и малина (в Европе не всегда их отделяют в ягоды) содержатся в йогурте в доле всего лишь 0,1%. Остальное — яблоко. Зато красителя E120 производитель не пожалел.
В Словении продают красивый "клубничный йогурт" для детей. Ничего, что клубники там вообще нет, а вкус достигается с помощью ароматизатора. В Швейцарии "фруктовый" напиток для детей содержит всего 12% настоящего сока.
Еще одна уловка производителей: заменять то, что подороже, на то, что подешевле. Во Франции, к примеру, продают напиток "ананас и кокос". Этих фруктов там 29% и 2% соответственно. В остальном в их роли выступают более дешевые бананы и яблоки, которые даже места на картинке не удостоились. Остались, так сказать, за кадром.
У производителей есть стандартная отговорка: упаковка скорее отражает вкус, чем состав. Однако снова покупатель не согласен. Например, из 11 000 опрошенных голландцев 91% подтвердили, что визуальное оформление упаковки должно давать представление о том, что у нее внутри.
Законодательство ЕС начало вводить минимальные требования к фруктовому контенту. Например, четко оговорено необходимое содержание фруктов в джемах и сорбетах. Натуральным соком также может называться то, что на 100% состоит из фруктов, без добавления сахара. В нектарах доля фруктов может быть от 25% до 51% (в зависимости от наименования).
Но и тут махинаторы нашли лазейку. 100% натуральный сок из какой–нибудь экзотики может без проблем содержать эту экзотику в очень маленьких количествах, тогда как главную роль исполнит что попроще и подешевле. А что? Требования выполнены — сок ведь полностью фруктовый, без добавок!
Одними напитками проблемы не ограничиваются. Хлопья для завтраков, йогурты, печенье — все это тоже обещает фрукты и врет. Как, например, один бренд печенья, упаковка которого заманивает покупателя черникой. Вот только если приглядеться, то оказывается, что доля черники в нем составляет 1%, то есть одна ягода на 10 печенек!
В этом вопросе Европе тоже стоит выработать единые нормы и установить минимальное содержание фруктов, для того чтобы продукт называть фруктовым. Во Франции, например, производителю можно показывать на упаковке фрукты, даже если внутри их нет, но только с тем условием, что картинка не фото и у нее нет элементов реализма. Но тут возникает вопрос: хватит ли покупателю навыков отличить реалистичные изображения от не очень реалистичных?
В общем, нужны четкие нормы с процентами, чтобы свести возможность обмана на нет, считают исследователи.
В Латвии тоже возможны интерпретации
Мы попросили прокомментировать доклад ЕОП представителей Латвийской продовольственно–ветеринарной службу (ПВС). По словам руководителя отдела надзора за распространением продуктов Татьяны Марченковой, проблемы имеются.
— Доклад — это инициатива общественной организации, — говорит она. — Однако надзор (проверки) ПВС может осуществлять, только ориентируясь на нормативные акты ЕС, которые сейчас определяют общие требования.
Например, говорят, что информация на упаковке не должна вводить в заблуждение среднего покупателя. ПВС согласна, что в Латвии тоже эта проблема существует.
Производители используют подобные указания, чтобы способствовать сбыту своего товара. Продуктам приписывают свойства, которых у них нет. В разных странах ЕС есть правила, которые нужно соблюдать производителям и распространителям. Однако в Латвии детально ничего не прописано, поэтому возможны и интерпретации требований нормативных актов.
Впрочем, как мы поняли, пока из–за "ненатуральности" никто не жаловался. Во всяком случае, ПВС нарушений в этой сфере не констатировала.
Промежуточный финиш
Не случайно и в богатой Европе, и в Латвии набирают популярность коллективные поездки и закупки продуктов на фермах, где можно увидеть весь производственный цикл своими глазами.
Тоже так себе гарантия. Но хоть что–то.
Николай Кудрявцев, "Сегодня" (Полностью текст опубликован в "Неделе сегодня").