Страницы:
А еще был случай
– Ко мне обратился один человек, – рассказывает Юрис Биршс. – Он заработал за границей небольшой капитал и решил пустить его в дело. Купил 1-комнатную квартиру в старом доме в центре. Но на первом этаже. Сделал там евроремонт и сдал ее. Человек, который снял эту квартиру, через две недели убежал, потому что в ней ему было холодно и сыро.
Этот квартировладелец пригорюнился. Он вообще не понимал, что покупал. Под его квартирой внизу – подвал, с одной стороны – холодный подъезд, с другой – проезжая арка между домами, в которую дует, как в аэродинамическую трубу, а впереди микроскопический двор-колодец, в который не заглядывает солнце.
Он обратился ко мне. Я ему написал заключение о том, что где надо делать, и посоветовал подать это заключение той организации, которая этот дом обслуживает.
Он подает это управляющему, ему говорят: «Извини, денег нет, пошел вон». Я ему говорю: «Ты это все пока отложи в сторону и пиши другое заявление, мол, жить в таких условиях не могу, прошу разрешить мне произвести утепление с внутренней стороны квартиры. Мол, все то же самое, что вы не сделали снаружи, я сделаю изнутри». В домоуправлении: пожалуйста, делай на здоровье!
Мы обложили всю комнату (пол и стены) этим материалом. (Юрис Биршс показывает на оранжевый пупырчатый пластик). Отделились от дома, то есть от сырости. Это не говорит о том, что там снаружи не будет влаги, там будет полностью все в воде. А мы что делаем? Мы соединяем наверху по периметру стены молдингом, в котором есть канал, куда собирается вся эта влага. И выпускаем на улицу эту влагу через специально пробитое для этого вентиляционное отверстие. В отверстии встроен вентилятор с сенсорным датчиком, который включает режим проветривания, когда там собирается вода. Изнутри на пластик прикрепили рейки для регипса, утеплили и закрепили регипсовые плиты. И сейчас у этого человека в квартире сухо и тепло. Но по-настоящему дом разрушается. Правда, пройдет 20–30 лет, пока это как-то проявится. Но я поэтому ему и сказал, что он должен получить разрешение на утепление.
Что надо знать о стройматериалах
– Расскажите подробнее про болезнь, связанную с качеством дома.
– Такой болезни нет. Есть синдром больного здания (СБЗ), который вызывается тысячей факторов. И мы не можем знать, сколько таких факторов должно сойтись вместе, чтобы дом «заболел». В этом процессе, например, участвует и запах новой мебели, и запах красок, и запах стройматериалов. Это только что касается запахов. Может, в доме недостаточно света или вентиляции и при этом лучше развивается плесень. Да и все новые материалы, сконцентрированные вместе, могут вызвать СБЗ.
– Например?
– В Агенскалнсе раньше был завод «Метеор», производил резиновые изделия. Была у них лаборатория. Сразу после ликвидации завода местные власти сделали там евроремонт и устроили центр по приему посетителей. Вскоре стали наблюдать, что работники падают в обморок, у них носом идет кровь. Это был один из первых случаев, когда я столкнулся с СБЗ. Мы долго проверяли, и оказалось, что все конструкции дома пропитаны парами химикатов, с которыми работали в лаборатории. А теперь испарения этих химикатов, проходя через положенный при евроремонте линолеум, через плиты ДСП, вместе с их выделениями создают такие соединения вредных веществ, что это просто камера смертников.
– Где еще были подобные случаи?
– Мне часто попадаются такие случаи. Особенно там, где люди борются с сыростью. Последнее время участились жалобы на грибок на стенах.
– В квартирах стало больше влаги?
– Сейчас обыкновенных окон нет даже в старых домах. У всех герметичные стеклопакеты, которые увеличивают влажность в комнате. При этом очень мало комнат, где есть вентиляция, а тут уж один шаг до плесени.
Как добиться комфорта на первом этаже
– Знающих специалистов по здоровью зданий в Латвии становится все меньше и меньше, – продолжает доктор инженерных наук Юрис Биршс. – Наверное, все уезжают за границу. А те, что сейчас занимаются строительством, многого не знают. Вот, например, очень простая вещь – в старом доме на бетоне лежит линолеум или плиты ДСП, которые давно сгнили. В квартире холодно. Вы хотите заменить покрытие пола. Вы положите на бетон пенополистирол, на него сверху другое покрытие и если это второй-четвертый этаж, то все будет нормально. Но на первом этаже из подвала поднимается влага. И вариант с пенополистиролом вас не спасет. Проблема решается очень просто, если об этом знать. В любом строительном магазине продается в рулонах такая пластиковая мембрана (Юрис Бирш демонстрирует образец – кусок оранжевого пластика толщиной в пару миллиметров, который весь «проштампован» – с одной стороны в нем вмятины диаметром примерно в 10 миллиметров и глубиной в восемь миллиметров, а с другой стороны, соответственно – выпуклости). Его кладут на бетонный пол пупырышками вниз. Наверх укладывают теплоизоляционный пенополистирол, а затем – ламинат или что вы там хотите. Можете положить даже паркет, боящийся влаги. Проблем не будет, потому что вся сырость будет уходить в месте стыка пола и стены вверх. Однако строители в новых домах этого не делают.