Согласно договору, который оказался в распоряжении журналистов, гастарбайтерам обещали ежемесячно зарплату в размере 926 евро до уплаты налогов. Правда, к исполнению своих рабочих обязанностей граждане Таджикистана так и не приступили. Представители предприятия заявили, что пока слесари не востребованы, но требуются каменщики. Потом же им сообщили, что таджики работали плохо поэтому никаких денег им не полагается.
Щербатых гастарбайтеры охарактеризовали как "крышу" их работодателя — человека, решающего возникающие проблемы. В распоряжение LNT Ziņu Top10 попала аудиозапись, на которой слышно, как Щербатых поясняет таджикам, что зарплату им не выплатят, поскольку предприятие оказалось в трудном финансовом положении. Сам бывший спортсмен признал, что голос на записи принадлежит ему, но отрицал, что он каким-либо образом связан с находившимися в фактическом рабстве гражданами Таджикистана. По его словам, владельцы фирмы TVIDES — его друзья, а в конкретный момент, когда была сделана эта аудиозапись, он случайно зашел к ним в гости, чтобы поговорить о сотрудничестве. Виктор Щербатых сообщил, что таджики вели себя агрессивно, и он лишь попытался успокоить обе стороны.
На предприятии TVIDES также отвергли факт торговли людьми. Посредник, который привез на фирму работников, утверждал, что гастарбайтеры — ответственные люди, желающие работать.
"У нас с ним была устная договоренность о том, что он нам доставит людей, профессионалов своей профессии, но в жизни все оказалось иначе", — объяснил ситуацию представитель предприятия. Отвечая на вопрос, почему позже, узнав, что гастарбайтеры не соответствуют нужной квалификации, с ними не прервали трудовые отношения, представитель фирмы объяснил, что предприятие к той поре уже терпело убытки, пригласив этих людей в Латвию.
"Учитывая, что мы уже много потратили на улаживание документов и оплату им проживания, мы пытались с этими работниками договориться, пытались это сделать много раз, но, к сожалению, безуспешно. Мы были вынуждены платить им оговоренные в законном порядке 926 евро, но, если принимать во внимание, что они не работали, мы не могли им за это заплатить", — отметил представитель фирмы.
Правда, в латвийских ответственных учреждениях считают, что работодатель нарушил не только иммиграционный закон и закон о труде, но также и нормы человеческого права. Когда место проживания граждан Таджикистана осмотрели сотрудники Госинспекции по труду, они пришли к заключению, что для поддержания гастарбайтеров необходимы дополнительные силы.
"Лица указали, что они длительное время не ели, а также, что у них минимальные гарантии на выживание. Мы вместе с Государственной пограничной службой и Госполицией обследовали то место, где они жили, и поняли, что для того, чтобы помочь этим людям, необходимо привлекать негосударственные организации", — указала глава Госинспекции по труду Байба Пукюкалне.
В свою очередь, Виктор Щербатых заявил, что его оклеветали, и поэтому обратился в полицию с заявлением. "Написал, что они меня оболгали, будто я там ходил с ножом и угрожал им. Сходил в полицию и написал заявление, что эти люди меня оклеветали, я — известный в Латвии человек, понимаете, и люди, не зная меня, оболгали, они сильно меня оклеветали, это было ужасно", — рассказал в интервью LNT Ziņu TOP10 известный в прошлом спортсмен.
Госполиция продолжает расследование этого дела и в интересах следствия никакой информации не предоставляет. В свою очередь, 16 граждан Таджикистана, которые рассматриваются в качестве жертв торговли людьми, получили государственную поддержку.