То же самое — с молдавскими фруктами. Миссия ЕС по приграничной помощи Молдавии и Украине (EUBAM) на днях отчиталась, что маленькая аграрная республика нарастила экспорт яблок в Белоруссию в 24 раза, слив — в шесть раз. А вот экспорт винограда и персиков парадоксальным образом сократился.
Воронежские фермеры и руководители аграрных предприятий тоже жаловались, что в Россию продолжают поступать европейские яблоки, на этот раз — польские. "Торговые сети были готовы забирать у нас фрукты по предоплате и даже своими машинами, но сейчас польское яблоко вновь пошло — через Белоруссию", — жалуется коммерческий директор "Центрально-черноземной плодово-ягодной компании" Галина Бобрешова.
Та же история с "запрещенными" в России сырами — пармезаном, фетой, филадельфией, моцареллой. Фактически сразу после введения российских продовольственных санкций в Москве появились сообщения о резком росте поставок "белорусского пармезана" и других сортов сыра, которые в Белоруссии или отродясь не производились либо изготавливались в весьма ограниченных количествах. Поверить в то, что республика смогла с нуля запустить их производство ради удовлетворения российского спроса, очень трудно. Да и эксперты признают: для производства качественного сортового сыра нужно время и традиции. У Белоруссии не было ни того, ни другого, хотя налаживать такое производство белорусы, действительно, собираются.
Меж тем, британская газета The Independent написала о том, что повара московских ресторанов уже вовсю используют для работы контрабандные продукты, которые едут в РФ из Белоруссии. Контрабандисты пользуются физическим отсутствием границы между государствами. Некоторые шеф-повара рассказывают, что уже своими глазами видели настоящий сыр Пармиджано-Реджано, который изготавливается только в нескольких северных провинциях Италии, в оригинальной итальянской упаковке, но заклеенной примитивной этикеткой с надписью "Сделано в Беларуси".
Кроме итальянского сыра из братской республики начали поставлять также фрукты и овощи — все с белорусскими этикетками. Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров говорит, что проблем с властями в этом случае не возникает: главное, чтобы повара как можно быстрее оприходовал товар и выбросил этикетку. Когда-то, во времена СССР, белорусы на черных рынках подделывали бирки на местных продуктах, чтобы они выглядели как импортные. Сейчас все наоборот.
К подобным схемам белорусам не привыкать уже и в новейшие времена. Когда Лукашенко в разгар кризиса требовал активизировать программу "импортозамещения", на белорусских заводах электроники точно так же клеили этикетки на китайские и тайваньские микроволновые печи, мониторы, клавиатуры, ноутбуки.
Конечно, на каждом белорусском предприятии говорят, что реэкспортом готовой продукции не занимаются. Но в Москве не все этому верят. "Некоторые страны Евросоюза начали отправлять в Беларусь продукцию, не указывая реальную страну происхождения. Пишут, например — Македония, а нами выяснено, что это Польша и Греция, потому что нет подтверждения македонского происхождения", — отмечает руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт
Ведомство уже зафиксировало, что через Белоруссию в Россию едут яблоки, персики, сливы, томаты, причем почти всегда их происхождение либо не указывается вовсе, либо белорусы помечают их как товары из Турции, Сербии, Македонии и ряда африканских стран, в частности Зимбабве. По факту проверок же выявляется, что в РБ товар попадает из Польши, Словении, Нидерландов, Литвы и некоторых других стран Евросоюза.
В период с 11 по 15 августа сотрудники Россельхознадзора пресекли попытку ввоза в РФ 93 тонн продукции без соответствующих фитосанитарных документов. Оказалось, в фурах были фрукты из Испании и Венгрии. "Указанное свидетельствует о неспособности Главной государственной инспекции по семеноводству, карантину и защите растений Республики Беларусь контролировать перемещение продукции, в том числе предназначенной для России", — говорится в сообщении ведомства. "Если мы будем иметь обнаружения карантинных объектов, мы будем вводить ограничения на поставки из Белоруссии", — предупредил Данкверт.
В самой Белоруссии с такими выводами Россельхознадзора не согласны. "Как мы и обещали, наша граница — на замке. Мы держим жесткий ветеринарный и фитосанитарный контроль", — заверяет Богданов. Для пущей убедительности белорусское ведомство уже запросило у российских коллег официальные документы, которые подтверждают факты реэкспорта. "Министр лично позвонил Данкверту, но до сих пор подтверждения нет. Ни письменного, ни устного", — добавляет Богданов.
Впрочем, белорусы, надо отдать им должное, умеют не только этикетки наклеивать. Эксперты говорят о том, что сразу 13 заводам власти разрешили импортировать европейское молоко для последующей переработки и поставки в Россию. Такое право получили Березовский сыродельный комбинат, Верхнедвинский маслосырзавод, могилевская "Бабушкина крынка", гомельская "Милкавита", брестский "Савушкин продукт", борисовская "Здравушка-милк", Туровский молочный комбинат, Ляховичский молочный завод и несколько более мелких предприятий.
Страна, которая в последние годы никогда не импортировала молоко, теперь, по словам министра сельского хозяйства и развития села Марека Савицкого, собирается у одной только Польши закупить 200 тыс. тонн сухого молока. Белорусы, что называется, ловят момент: ведь мощности местных перерабатывающих заводов загружены не полностью.
Начальник главного управления внешнеэкономической деятельности министерства сельского хозяйства и продовольствия Алексей Богданов говорит, что республика уже закупила в Польше 4 тыс. тонн молока, и эти объемы будут расти. "Сколько надо, столько и дадим разрешений на ввоз. Мы никого не ограничиваем. Главное — не нарушать условия с РФ о незаконном транзите и обеспечить рентабельность переработки импортного молока в готовый продукт", — подчеркивает Богданов.
Сейчас белорусы покупают, в основном, пастеризованное молоко, из которого можно производить элитные сорта сыра. На Туровском молочном комбинате, например, рассказывают, что стали завозить 45 тонн импортного молока в день: из него будут делать моцареллу, маскарпоне, проволу, проволетту, риктту, панини — то есть освоят и то, чего раньше не делали. На предприятии особенно гордятся тем, что 80% своей продукции поставляют на экспорт, т.е. в Россию.
Брестский "Савушкин продукт" тоже покупает молоко в Польше, а производить собирается новые сорта сыров. По информации Минсельхозпрода, до конца текущего года Белоруссия планирует нарастить поставки молочной продукции в Россию на 42%, в том числе сыров — на 70%. За месяц действия российского эмбарго экспорт белорусской цельномолочной продукции в натуральном выражении увеличился в 1,9 раза, в том числе сыров — в 1,5 раза, рассказывают в ведомстве.
Посол Белоруссии на Украине Валентин Величко также выступил с заверениями, что никакого реэкспорта из ЕС в Россию нет и все поставляемое исключительно made in Belorussia. Он не отрицает, что республика нарастила импорт продовольствия из Европы, но при этом отмечает, что все оно будет перерабатываться на белорусских предприятиях: "Условно, из Румынии идет вино, пришло в Белоруссию, накладные переписали и пошло на Россию — такого нет. А вот если будет, предположим, сельскохозяйственная продукция перерабатываться — рыба, консервация... " И добавил: белорусские предприятия аграрного сектора собираются существенно нарастить производство продовольствия. "Необходимо увеличить для поставок в Россию: молочную продукцию — на 50%, мясные полуфабрикаты — на 40%, картофель — на 40%", — объясняет он. В этом году, по его словам, Белоруссия рассчитывает продать России продовольствия на общую сумму в $6,5 млрд, а в следующем — уже более чем на $7 млрд.
В среде сельхозпроизводителей и пищевиков уже заметна легкая радостная истерия по поводу "новых возможностей". Правда, она привела к тому, что в Белоруссии потребители стали паниковать: мол, вся "нормальная еда" уедет в Россию, а на внутреннем рынке образуется дефицит. С таким белорусы уже сталкивались: в 2011 году, когда страну захлестнул финансовый и валютный кризис, долларовые цены на местном рынке продовольствия упали практически в два раза, и власти дали отмашку производителям продуктов питания на резкое увеличение экспорта. Тогда из белорусских магазинов на несколько месяцев даже исчезла колбаса. Дефицит мясных и молочных продуктов ощущался повсюду, зато предприятия радостно отчитывались об увеличении поставок в Россию.
Определенные панические настроения, которые сейчас наблюдаются в республике, связаны с тем, что в местных магазинах уже ощущается некоторый недостаток твердых сортов сыра, йогуртов, отдельных видов колбасы и копченого мяса. Поэтому сейчас, когда заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Василий Седин говорит, что Белоруссия готова нарастить поставки в Россию мясной продукции на 30%, потребители реагируют нервно. "Если хотят продавать наше мясо в России, пусть нам завозят из Польши. А то опять все будут в шоколаде, а народ в дураках. На 30% поголовье скота же никто не увеличил!", — рассуждает брестский предприниматель Владимир.
Премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович попробовал успокоить общественность. "Мы готовы нарастить объемы экспорта в Россию, и это не скажется отрицательно на внутреннем рынке. Мои утверждения основаны на балансах производства и реализации продукции, которые мы составили", — заверил глава Совмина.
С самого начала украинского кризиса белорусские обыватели частенько поговаривали не без удовольствия: мол, Украина и Россия разругаются, а Белоруссии это только на руку. И выгодная торговля с обеими поссоровшимися странами при этом не прерывается, и с ЕС Лукашенко может помириться — ведь как посредник и миротворец он уже отличился и это, конечно, отметили. "Минск показали по всем главным на планете телеканалам", — радовалась знакомая студентка журфака. Так что, кажется, эти ожидания сегодня сбываются. Единственное, чего может в ближайшее время не хватать белорусам для хорошего настроения, — так это некоторых привычных продуктов на прилавках. Но ведь и не такое переживали!
Источник: Росбалт