Битва компроматов
Этим невнятным выборам, как водится, предшествовало несколько скандальных разоблачений.
К примеру, в СМИ появилась информация от анонимного информатора о несоответствии работы профессора Берзиньша критериям кодекса этики и качества. И вуз обещал серьезно отреагировать и провести тщательную проверку. Но, что любопытно, эти подозрения не только оказались "слиты" в прессу, но и публиковались на домашней странице ЛУ.
Сам Берзиньш отрицает эти обвинения в свой адрес и грозит судом о клевете.
В свою очередь представитель сочувствующего факультета Эвия Ансонска напоминает, что 12-я статья Закона об информаторах запрещает разглашать информацию о личности того, о ком сообщает информатор. Эта норма должна защищать потенциальных жертв от необоснованного очернения. Но вместо того, чтобы создать комиссию по проверке сведений анонима, данные были опубликованы.
Берзиньш, в свою очередь, не только настаивает на честности своей работы, но и возмущается тому, что подобный вопрос всплыл за несколько дней до выборов.
- Мне стыдно, что в руководстве моей Alma mater находятся люди, которые ради своих корыстных интересах готовы публично очернять не только меня, но и всю семью ЛУ, - возмутился профессор.
Муйжниекс, в свою очередь, в разговоре с Латвийским радио подчеркнул, что он себе грязных приемов не позволял, но признал, что выборы нанесли репутационный ущерб ЛУ.
Касательно кандидатуры самого Муйжниекса незадолго до выборов ректора повторно прозвучали предположения о его былой связи с КГБ, после чего было опубликовано архивное дело, которое опровергает эти допущения.
О недвижимости на 30-40 миллионов
Муйжниекс связывает такой накал страстей с вмешательством внешних сил. "Поскольку использовались такие правила игры, которые университет никогда не использует", - пояснил он.
- У меня нет версий, что это за внешние интересы. Но их деятельность совпадает со временем, когда правительство дало зеленый свет университету в вопросе упорядочивания недвижимости.
По словам ректора, возможно, дело в том, что университет получил дополнительную свободу действий, в том числе в связи с созданием нового академического центра. Это — ряд перспективных объектов недвижимости. Общая стоимость портфеля недвижимости — это 30-40 млн евро. Немалую часть объектов вуз имеет право продать с разрешения Кабинета министров, а деньги направить на развитие. Сейм утвердил план действий по развитию академического центра — и это, вероятно, могло заинтересовать каких-то людей вне научных кругов.
В то же время Муйжниекс причисляет к последним и своего соперника на выборах — Гундарса Берзиньша, который недавно стал председателем совета Olainfarm. «А Olainfarm неспокойное место», — добавил он.
Студенты собирают подписи
Председатель Студенческого совета ЛУ Алисе Паула Зиверте говорит, что самих учащихся очень разочаровала борьба, развернутая кандидатами.
- Она была направлена в прошлое, а не на то, чтобы говорить о перспективах развития ЛУ, - отмечает председатель совета.
У самого совета на выборах 75 голосов, которые они после дебатов решили отдать Муйжниексу. Однако Зиверте признает, что кандидаты были сильными и решение совета не было единогласным.
Промежуточный финиш
Бывший ректор ЛУ Марцис Аузиньш в программе 900 sekundes заявил, что сейчас в ЛУ царит хаос. По его мнению, нужно отменить выборы и сейчас по этому поводу собираются подписи.
К концу дня было собрано 46 подписей представителей преподавательского состава.
Муйжниекс, в свою очередь, настаивает, что выборы легитимны. Так как для результата нужно простое большинство, а не квалифицированное. И голоса "против" ничего не решают.
Николай Кудрявцев, "Сегодня"