Жалобщикам министр предлагает оценить ситуацию в целом: полицейские с зарплатой в среднем 700-770 евро, расследуют зачастую 100-миллионные дела. "Вряд ли это можно считать нормальным".
Латвия и "украинская угроза"
-- Есть ли непосредственная угроза Латвии в связи с Украинскими событиями? Точки зрения на этот счет, как видим, сейчас самые разные...
-- На Украине конфликт уже почти военный. И в этой связи в Латвии остро стал вопрос о таком понятии как "лояльность", -- сделал предисловие к теме министр ВД.
О конкретных угрозах. Как выяснилось, министра весьма обеспокоили действия представителей радикальных организаций -- призывы вступать в ряды "ополченцев". Но: как-то лишний раз муссировать тему Латгалии в этой связи министру бы совсем не хотелось. Она и так сейчас чувствительная.
(Тут вы, уважаемый читатель, наверняка вспомните бойкие заголовки, в которых Донбасс сравнивается с Латгалией, и поймете, почему министр крайне осторожен в своих словах. - авт.)
-- Действительно, трое жителей Латвии призывали к активным действиям на Украине, -- говорит министр. -- В связи с этим начат уголовный процесс. Но, как выяснилось, они уже 10 лет не проживают в Лудзе. Я был на прошлой неделе в Латгальском регионе, встречался мэрами городов, и они очень болезненно воспринимают, что Лудза и Латгалия активно упоминается в связи с сепаратистами. Мы обсудили также ситуацию с начальником полиции региона - такого там нет, чтобы нам нужно было срочно готовиться к каким-то активным действиям.
В общем, как мы поняли, если принимать во внимание критерий "лояльности", то г-н Козловскис ничего угрожающего в Латгалии не увидел.
Но:
-- Провокации на границе не исключены.
По мнению г-на Козловскиса, одной из страховочных мер против пресловутых "зеленых человечков" станут совместные силы быстрого реагирования Латвии, Эстонии и Литвы, которые сейчас создаются.
-- Если у какой-то страны не хватит ресурсов, эту проблему можно будет решить общими силами.
И об оружии. Об изъятом при обысках у "латгальских агитаторов" министр отозвался уклончиво:
-- У разных преступных элементов и криминальных группировок у нас часто изымается оружие.
В том смысле, что связывать именно это оружие с поездками на Украину было бы неверно. Ибо там уже давно применяются "Грады" и бронетехника. И нет никаких сомнений: добровольцев оружием вполне могут обеспечить на месте. Во всяком случае, тащить туда охотничьи ружья и что-то самопальное точно нет смысла.
Министр также предупредил: в МВД была создана рабочая группа, которая выработала изменения в уголовном законе, чтобы ужесточить ответственность для участия граждан и жителей Латвии в подобных конфликтах. Эти предложения уже поданы. Однако они еще только будут рассматриваться. Пока единственная мера, которую Латвия может применить к участникам подобных конфликтов - это лишение гражданства.
-- Но это может быть сделано только в том случае, если у такого лица есть другое гражданство, -- уточнил министр. -- Если есть только латвийское, его отнять нельзя.
Что еще стоит учесть: отъезды в "ополченцы" в какую-либо воюющую страну - это сейчас проблема отнюдь не только Латвии.
-- Просто для Латвии это новый феномен - участие ее граждан в подобных конфликтах. У Европы в этом больше опыта. К примеру, граждане Германии участвуют в боях в Сирии, - напомнил г-н Козловскис. -- Но нам нужно четко себе представлять, что будет, если Украина задержит граждан Латвии и выдаст нам. Что будет дальше и какова мера ответственности для этих лиц.
Зарплаты и "зеленые человечки"
-- "Украинская угроза", которая предполагает дополнительную нагрузку на силовые структуры, вызывает вопросы о финансировании. Вооруженные силы уже заявили о необходимости увеличить финансирование. Что же говорить об МВД, которому в последние годы финансирование резко сокращалось и из которого уходили люди из-за низких зарплат...
-- МВД -- это не только полицейские, это также пограничники, -- напомнил министр в этой связи. -- И подтвердил: за последние три года в МВД была серьезная текучка кадров. Финансирование в полиции было урезано на 40 процентов и в результате ушло около 3 тысяч человек. Отнюдь не самых худших.
Их сменили люди, которым еще предстоит многому научиться.
-- Давайте оценим общую ситуацию: если полицейский расследует дело на 100 миллионов (при зарплате в 700 евро), а против него работает целая группа высокооплачиваемых адвокатов, мы должны понять и принять: государство должно что-то дать своим полицейским. Но в последние 20 лет полиция не была приоритетной сферой.
Мы должны это понять: должна быть поддержка государства, чтобы профессионалы пришли и остались работать в полиции. Чтобы юноши пошли работать в полицию, должны быть мотивации.
Поэтому, когда говорят о сроках расследования и его качестве, по мнению г-на Козловскиса, нужно принимать во внимание все эти факторы.
-- Полиция расследует 95 процентов уголовных процессов из тех, которые возбуждаются. Это около 50 000 дел в год.
Однако есть и хорошая новость:
-- С 1 января 2016 года полиции будет выделено 62 миллиона евро, -- говорит министр.
Предусмотрены, в частности, повышения зарплат и полицейским и спасателям. Решение будет еще утверждать парламент. Но концептуально на уровне правительства вопрос уже одобрен.
-- В последние годы мы сталкивались с нехваткой людей, и пытались эти вопросы решать на своем уровне. И тенденцию уходов удалось переломить. С 2016 году, я надеюсь, в МВД уже будет комплект.
P. S. Вопросы задавались в рамках дискуссии, возникшей в ходе передачи «Действующие лица» на Latvijas Radio 4. Ведущая передачи — Валентина Артеменко.