Страницы:
Что подслушали в "Ридзене"
Часть прослушек, возможно, ставшая основой "дела олигархов", попала к журналистам еще в начале следствия. Ниже мы приводим ключевые моменты из этих материалов -- на правах версии.
....Айнар Шлесерс дискутирует с политическими партнерами по поводу имущественных прав в Рижском торговом порту и газете Diena. Обсуждаются схемы в разговорах с официальным хозяином Diena Виестуром Козиолсом и директором SIA Rīgas tirdzniecības osta Ралфом Клявиньшем. В частности, Шлесерс проговаривает то, что SIA Rīgas tirdzniecības osta принадлежит ему через SIA Avadel, чьим собственником он является через офшоры: «Половина моя, половина жены».
Судя по всему, Шлесерс собирается стать официальным владельцем Rīgas tirdzniecības osta через два года после ухода из Рижской думы, когда закон официально позволит ему это сделать.
Шлесерс также признает, что газета Diena принадлежит ему, Шкеле и Лембергcу. Он в разговорах размышляет о том, как бы выкупить у Лембергса его долю. Обсуждался также вариант объединить Neatkarīgā Rīta Avīze, находящуюся под влиянием Айвара Лембергcа, с газетой Diena. Однако Лембергcу эта идея не понравилась. Учитывая большие убытки Diena, он предлагал ликвидировать или продать издание. Попутно вспоминается случай, как в газете Diena появилась неприятная для Лембергса статья и как он через своих подчиненных прислал после этого недовольное электронное письмо во избежание подобных случаев в будущем.
Данные прослушки показывают, что все действия в отношении концерна согласовывались с олигархами, считали следователи. Например, в беседе со Шлесерсом Козиолс пообещал «соблюдать в работе редакции красные линии». Он также подчеркнул, что газета больше не будет критиковать олигархов и создавать им негативный образ. К тому же постоянно подчеркивалось, что для издания было бы невыгодно, если бы общество узнало имена реальных собственников.
Как отмечал в этой связи портал pietiek.com, олигархи могли быть реальными владельцами газеты, по крайней мере летом 2010 года, когда формально контрольный пакет Diena получил предприниматель Виестурс Козиолс. Сделка по покупке газеты осуществлялась через SIA Rīgas tirdzniecības osta. Следователи считали, что это предприятие через посредников принадлежало Шкеле, Шлесерсу и Лембергcу.
3 февраля 2010 года в гостинице «Ридзене» Шлесерс в разговоре с Виестуром Козиолсом признается, что ему тайно принадлежат части SIA Euroline и других фирм Tritan Group AS. В разговоре также упоминается об имущественных правах в фирмах Voleri и SIA Voleru krasti. Во время встречи Козиолс жалуется на нехватку денег и необходимость заплатить общие долги. Шлесерс дает ему 12 000 евро, две из которых — карманные деньги на поездку в Вильнюс.
В тот же день Шлесерс рассказал предпринимателю Иво Зоннему, что ему тайно частично принадлежат 50% фирмы Zaķusalas Estates.
Обыски
После прослушек начались "следственные действия" - KNAB тогда провел 42 обыска. В самом начале в процессе фигурировало 11 человек, шесть из которых были чиновниками.
Судя по всему, основным подозреваемым был Айнарс Шлесерс -- ему вменили получение прибыли благодаря скрытому контролю за рядом крупных предприятий. Среди них упоминались Рижский свободный порт, Eurolines, BAS, Abi krasti, Jaunrigas attistibas uznemums и т. п. Как должностное лицо Шлесерс должен был указать доли акций в этих предприятиях как статью личного дохода, однако не сделал этого.
Как следует из материалов, переданных KNAB парламенту весной 2011 года и попавших в распоряжение СМИ, Шлесерс, готовясь к выборам, потребовал у тогдашнего главы авиакомпании airBaltic Бертольта Флика противозаконных действий с финансовыми средствами airBaltic либо Live Riga с целью популяризации Шлесерса и партии LPP/LC.
KNAB считал, что Флик злоупотребил тогда служебным положением и выполнил указания Шлесерса - от имени «airBaltic» заключил фиктивные договоры о размещении рекламы и перечислил владельцам СМИ по крайней мере 100 тыс. латов (142,2 тыс. евро).
Возможно, была такая версия: в 2010 году, когда Шлесерс стал депутатом Сейма и больше не мог сохранять должность председателя правления Рижского свободного порта, он предпринял определенные действия, чтобы председателем правления порта стал его соратник по партии, нынешний вице-мэр Риги Андрис Америкс. Тем самым Шлесерс сохранил свое влияние на решения правления порта, касающиеся принадлежащих ему предприятий.
И вот, в октябре 2010 года было достигнуто соглашение о том, что за назначение Америкса председателем правления порта проголосует представитель Союза «зеленых» и крестьян Виестурс Силениекс, а в обмен Шлесерс должен был обеспечить размещение портом рекламных материалов в изданиях ООО «Mediju nams».
При таком раскладе понятно, что главной целью оперативной разработки KNAB являлся Айнар Шлесерс. Однако как депутат он обладал неприкосновенностью, и поэтому борцам с коррупцией пришлось просить парламент предоставить им право провести обыск в особняке Шлесерса. Сейм отказал им в таком праве, что в итоге привело к знаменитому роспуску Сейма, инициированному президентом Затлерсом.