Решение суда было таким: Анатолия Спроге приговорили к 200 часам принудительных работ. Также он должен будет выплатить государству 290 евро. Однако по обвинению в препятствовании свободной реализации избирательного права с применением насилия, обмана, угроз, подкупа или иным образом Спроге признан невиновным и оправдан. Как и его "коллега" — Федор Мартынов. Полное решение суда будет доступно 22 ноября.
Кого подкупали?
Это дело оказалось весьма неожиданным вот каким поворотом. Минувшим летом прокуратура Латгальского округа постановила призвать к уголовной ответственности двух человек, которые организовали продажу голосов пяти местных жителей в пользу партии "Согласия". Однако через две недели после предъявления обвинения один из них — Анатолий Спроге — обратился к прокурору Никитину с сообщением: на самом деле он агитировал голосовать за Дзинтарса Закиса ("Виенотиба"), с которым у него сложилось неплохое сотрудничество еще с прошлых выборов, а вовсе не за депутата "Согласия" Элксниньша.
"Я попросил найти людей, которые проголосуют за 4–й список — партию "Единство" — и сделают отметку "плюсик" напротив кандидата Дзинтарса Закиса. Потом я, как полагается приличному мужчине, предложил отметить выборы употреблением алкоголя в узком кругу наших знакомых", — пишет Спроге в своих показаниях.
Он добавляет, что мог бы много говорить об этом деле, но "Дзинтарс депутат, у него власть и армия".
Второй обвиняемый, Федор Мартынов, также обратился к прокурору (см. текст обращения ниже). Он сообщил, что его нашли незнакомые люди, заплатили 50 евро, чтобы он поменял показания и свидетельствовал, что голоса покупали сподвижники "Согласия", а не "Единства".
Откуда взялось в обвинении "Согласие"?
Приведем показательную цитату из документа, подписанного как собственноручные показания Ф. Мартынова прокурору В. Никитину. "Кухню скупки" она иллюстрирует неплохо:
"Полностью признаю свою вину, однако обстоятельства, указанные в решении (о призвании лица к уголовной ответственности. — Прим. ред.) в некоторых местах не соответствуют истине.
Все было так: в 2014 году в конце лета ко мне в Петерниеки приехал знакомый Анатолий Спрогис (орфография автора. — Прим. ред.). Он работает в ООО Adugs и часто дает мне подработки и халтуры. Спрогис попросил, чтобы я нашел людей, которые были бы готовы проголосовать на ближайших выборах в сейм за любую партию. Я ответил ему, что у меня в округе полно таких людей.
Мы поговорили об этом, и я забыл про это, пока за день до выборов 2014 года Спрогис не напомнил. Но чтобы не было заметно, что я забыл, я сказал Анатолию, что у меня такие люди есть и что на следующее утро будем ждать возле магазина Aibe.
В день выборов у магазина я нашел четырех человек, которые были готовы голосовать за бутылку. Не помню уже всех обстоятельств, но помню, что надо было голосовать за партию под номером 4 с названием "Единство".
Утром в день выборов Анатолий Спрогис приехал на микроавтобусе Mercedes и вместе с другими людьми отвез нас на участок для голосования — в Дом культуры "Рожупе".
По пути Анатолий мне повторил, что нужно голосовать за 4–й список и напротив фамилии Закис поставить плюсик. В тот момент я то же самое сказал остальным людям, которые все запомнили.
После того как все люди вышли из избирательного участка, я взял оставшиеся листки голосования и после проверки выяснил, что кто–то не проголосовал за нужный 4–й список. Анатолий этому не обрадовался, но через меня всех поблагодарил. Анатолий дал мне деньги, сейчас не помню сколько, а также привез мне алкоголь, который мы разделили".
Но это еще не конец истории. Вскоре вместо фамилии Закис в показаниях оказалась фамилия Элксниньш.
Почему? Это объясняется в том же документе:
"Ко мне в Петерниеки к магазину Aibe приехали незнакомые люди, которых я воспринял как полицейских, и попросили отдать документы по уголовному делу. После того как узнали, что документы у меня дома, посадили меня в машину и увезли ко мне домой. Один из них зашел ко мне домой и забрал документ (обвинение), а также, дав мне 50 евро, потребовал, чтобы показания на суде я давал бы, подтверждая, что голоса избирателей покупались за партию "Согласия", и умалчивал о покупке голосов в пользу Закиса".
Вот такой поворот. Адвокат Мартынова Арис Бочс, узнав об этом, написал в прокуратуру заявление с просьбой проверить обстоятельства дела.
— У меня была такая информация, и я написал такое заявление. Думаю, это была нормальная реакция, я должен был убедиться. Сейчас эти сведения о возможном преступном деянии будут проверяться в уголовно–процессуальном порядке, — пояснял нам ранее защитник.
Промежуточный финиш
Вчера адвокат Мартынова Арис Бочс сообщил нам, что уголовный процесс о попытке подкупить его клиента продолжается. Во всяком случае, пока неизвестно, что дело закрыто.
Для справки: кого уже осудили за покупку голосов
Стоит напомнить, что после выборов в 12–й сейм в суд отправилось три уголовных дела, в которых фигурирует покупка в пользу депутата Дзинтарса Закиса ("Единство"). Впрочем, он сам официально ни при чем: доказать, что он что–то организовал — платил или подстрекал кого–то заплатить, следствию так и не удалось.
Недавно друг Дзинтарса Закиса депутат Вилянской думы Андрис Козулис был приговорен к штрафу в размере 75 минимальных зарплат (27 000 евро). Его обвиняли в подкупе 10 избирателей в пользу Закиса.
Против второго обвиняемого, жителя Виляны Сачковского, дело было прекращено в связи с его смертью — без реабилитации.
Сачковский до суда свою вину признавал. Он рассказывал, что к нему обратился сам Козулис, предложив 20 евро за каждый голос и пояснив, как нужно голосовать за Закиса.
Однако внезапно, давая показания в суде первой инстанции, латгалец заявил: он дал признательные показания только для того, чтобы его освободили. Он не отрицал, что давал деньги людям в день выборов. Но при этом уверял: вовсе не затем, чтобы они голосовали за Закиса, а для того, чтобы могли опохмелиться.
Согласно новым показаниям Сачковского, в день выборов к нему подъехали два парня и попросили помочь Андрису Козулису — второму обвиняемому по этому делу. Помощь требовалась, чтобы отвезти людей на избирательный участок и рассказать, как голосовать.
Сачковский в суде принес извинения Козулису: да, оговорил, дал ложные показания — простите!
В свою очередь Козулис настаивал на своих прежних показаниях, заявив, что знал Сачковского как одного из своих работников, но тесно с ним не общался. По версии обвиняемого, ни в день выборов, ни позже он Сачковского не видел и не говорил с ним по телефону.
Козулис также заявил, что прежние показания Сачковский выдумал, чтобы отомстить ему за увольнение с работы. Бизнесмен не отрицал, что является хорошим приятелем Закиса, но в основном их связывает рыбалка.
Сам Закис, кстати, в Резекненском суде заявил, что победу на выборах обеспечили его добрые дела. Например, работа над ремонтом дорог в Сакстагальской, Рикавской и Межвидской волостях. Закис признал, что обвиняемый бизнесмен Андрис Козулис его давний знакомый. Они часто вместе рыбачат, однако прямой выгоды от его избрания в Сейм у Козулиса не было.
В ходе судебного процесса также упоминалось: в день выборов Закис звонил Козулису 61 раз. Но само по себе, как мы понимаем, это еще ничего не доказывает.
"Вести сегодня", Николай Кудрявцев
Показания Мартынова полностью - см. в галерее.