"Строили себе в убыток"
Объясняя этот нюанс, начальник погранохраны Гунтис Пуятс сообщил журналистам, что мосты, заказанные еще в 2014 году, обошлись по ценам того года. Как известно, позже расценки выросли. И Кроме того, в процессе строительства нарабатывался опыт.
- По нашей информации, эти мосты они построили без прибыли, возможно, даже с убытками для себя, - пояснил весной передаче Nekā personīga Пуятс.
Что касается второго конкурса, то пограничники не считали, что переплатили. В закупку ведь входят и другие работы: установка забора, чистка канав, прокладка тропинок. В конкурсе все равно это было самое выгодное предложение, хотя мосты в итоге и подорожали. Пуятс также упомянул, что строить мосты будет субподрядчик. Igate отправило предложение 9 фирмам, откликнулись 4, из них выбрали ту, которая предложила самую низкую цену.
Этой же версии придерживается и в самом предприятии Igate: мосты на российской границе построили с убытками, которые потом пришлось покрывать за счет других договоров. При заявке на белорусский конкурс это было учтено, поэтому цена выросла.
И пограничники, и строители заявили, что цену, в основном, определяют требования субподрядчиков. Однако в распоряжении Nekā personīga была запись разговора строителей, которая это опровергает. Если верить тексту, что на записи, общие расходы на все 4 моста - около 700 000 евро. Так что генподрядчику остаются 2 миллиона.
Комиссия Сейма по внутренним делам, обороне и предотвращению коррупции обещала проверить эти мосты.
Что существенно: договор со строителями подписал ещё Гарбарс. Очень скоро после этого он неожиданно ушел со своего поста, за два с половиной года до истечения срока полномочий.
О фигурантах пограничного дела
50-летний Гарбарс возглавлял Погранохрану Латвии с 2009 года. В 2016 году правительство продлило срок его полномочий до 2021 года, однако, достигнув возраста пенсии по выслуге лет, в минувшем январе он решил подать в отставку.
Кроме того, бюро задержало заместителя начальника управления вооружения, снабжения и технических ресурсов главного управления ГПО, а также двоих представителей компании Igate, занимающейся строительством дорог.
Представитель Igate Янис Стундиньш подтвердил агентству LETA этот факт. Два задержанных работника были связаны с проектом инфраструктуры государственной границы, и БВБ некоторое время назад запросило у компании информацию об этом проекте.
Еще к одному работнику ГПО был применен статус лица, в отношении которого начат уголовный процесс.
Под следствием оказался и совладелец предприятия Марис Пейланс.
По данным Firmas.lv, компания "Ceļu būvniecības sabiedrība "Igate" принадлежит фирме "Igate-M", 50% которой принадлежит Мадарсу Раджелису, 40% - Марису Пейлансу, а 10% - Эве Пейлане. Оборот компании в 2018 году составил 43,047 млн евро, что на 74,6% больше, чем в 2017 году. Прибыль выросла в 4,9 раз и достигла 43,047 млн евро.
Igate: вопросы и к закупкам в Добеле
В июле борцы с коррупцией KNAB начали уголовное дело о возможном взяточничестве в краевой думе Добеле. Было проведено десять обысков, в том числе в кабинете начальника закупочной комиссии Лайлы Шерейко. KNAB признал Шерейко подозреваемой по делу и запретил ей продолжать работу в комиссии. Но она продолжает руководить отделом развития краевой думы.
Тогда же обыски прошли и в дорожной строительной компании Igate. с
По мнению борцов с коррупцией, Шерейко в качестве главы закупочной комиссии могла принять не менее 4,5 тыс. евро в виде взятки, часть которой она могла легализовать, сообщает Латвийское телевидение.
Николай Кудрявцев, "Сегодня"