«У нас за долгое время время первый раз профессиональное заказное убийство. Профессиональное [убийство] не бывает эмоциональным. Это раз. Второе — все заказные убийства последних десяти лет (их можно сосчитать на пальцах одной руки) всегда были против людей, которые вроде бы исполняли закон.
Но что я хочу сказать: профессия эта опасна, потому что там, во-первых, очень много зарабатывают, а во-вторых, когда у тебя что-то отбирают (а что эти люди делают? Они отбирают твое имущество. Это их работа: отобрать, отдать банку деньги), ты волей-неволей проникаешься враждой к этому человеку, хотя он технически просто исполнитель. Потом вдруг мы узнаем, что эти люди с кем-то договариваются, с кем-то не договариваются.
Не убивают за то, что он просто делал свою работу. Он что-то не выполнил. И потому есть заказное убийство. [...] Теория такого вида убийств такая: ты что-то не исполнил», — подчеркнул бывший депутат.
Инкенс добавил, что покушение на администратора совершенно нельзя считать политическим убийством, несмотря на связи Бункуса в высших слоях власти. При этом дело, разумеется, сразу же получило политический окрас.
«Партия, которая заведует Министерством юстиции, долгие годы получала от этой группы людей деньги на выборы. Один из бывших руководителей партии был даже из этой профессии. Реформа этой профессии, [желание] ее как-то упорядочить всегда выглядела, как бы меньше дать денег и заставить строго собллюдать закон. В партии только кивали и ничего не делали. И г-н Борданс из той же партии, одно время был министром юстиции. Его сняли именно за то, что он начал активно продвигать реформу и преобразование в этой профессии. Так что немного политики там есть. [...]
То, что мы можем сказать точно — это не политическое убийство. Из него можно создавать разные поводы, но это политическое убийство», — заключил Инкенс.
Более подробную беседу с Э.Инкенсом, а также политологом Игорем Муравьем о главных событиях уходящей недели слушайте в подкасте выпуска программы.
Криминолог: "Такие демонстративные убийства совершают только в одном случае"
Убийство администратора неплатежеспособности Мартиньша Бункуса является предупреждением и вызовом, как для системы внутренних дел, так и для реализаторов политики неплатежеспособности, считает криминолог Андрис Вилкс. Убийство было совершено демонстративно, в стиле вестерна. Исполнители для этого выбрали светлое время суток, общественное место, недалеко от здания Государственной полици и МВД, хотя будучи профессионалами они могли это совершить незаметно, пишет rus.tvnet.lv.
Вилкс говорит, что такие убийства в Латвии происходят редко, но происходят. Например, остается нераскрытым убийство судьи Яниса Лаукрозе, совершенное 16 лет назад. Лаукрозе несколькими выстрелами был убит во дворе своего дома на улице Лачплеша, в Риге.
«Средства, которые использовались в 1990-х годах, не были потеряны и используются снова. Если организаторы убийства выбрали такую модель поведения, то их вынудили обстоятельства», - говорит криминолог. По мнению Вилкса, убитая сторона не выполнила какие-то обязательства по соглашению. Скорее всего, ущерб был огромным - другие мотивы маловероятны.
Время и место - недалеко от здания МВД и Госполиции свидетельствует о том, что убийство было совершенно демонстративно в стиле дикого запада.
«В ста метрах находились люди, которые продавали цветы у кладбища. Они видели и машину, и слышали выстрелы. Стиль показывает, что работали профессионалы».
Зная где живет Бункус, они могли это сделать незаметно - в то время, когда Мартиньш прогуливался бы по своему саду, например.
Несмотря на то, что машина преступников сгорела, уничтожены вещественные доказательства - отпечатки пальцев и другие, которые помогли бы провести экспертизу ДНК, у полиции есть зацепки по которым можно работать.
Передвижение машины до момента преступления можно отследить по записям с камер. Идентифицировать оружие помогут пули, найденные на месте убийства. Вилкс считает, что персоны, совершившие убийство маскировались до и после преступления.
В контексте последних событий возникают вопросы по поводу того, что за год до убийства сильно выросли доходы и накопления жертвы. Так же неизвестно, насколько легальным путем они были заработаны.
Есть основания подозревать, что Бункус был связан с необычными сделками.
Вилкс уверен, что исполнители убийства уже находятся за пределами Латвии.
Сфера неплатежеспособности является особой отрасль - процессы становятся все более сложными, а вокруг них крутятся миллиарды евро, говорит криминолог.
«Убийство Бункуса является предупреждением: если правовая основа и ход производства в сфере неплатежеспособности не изменятся, одна из сторон может действовать провокационно и демонстративно, убивая тех, кто нарушил соглашение», - расказывает криминолог Андрей Вилкс.