Мошенничество является преступлением, цель которого хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Одним из видов такого правонарушения является подделка завещаний. По словам заместителя начальника Управления экономической полиции Илзе Соколовски, мишенью преступников, промышляющих таким видом обмана, становятся квартиры одиноких пенсионеров, у которых нет близких родственников. Впрочем, даже если они есть, но по разным причинам не навещают своих престарелых предков, это не всегда является преградой для злоумышленников.
– Ежегодно наше управление регистрирует три-пять подобных преступлений в год и, думаю, примерно столько же фиксирует Региональное управление Государственной полиции. Количество случаев подделки завещаний год от года не меняется и остается более-менее одинаковым, – рассказывает Илзе Соколовска.
По ее словам, в регионах Латвии подобные преступления совершаются реже, чем в столице.
– Как правило, там люди знают друг друга лично – кто где живет, у кого какие родственники. Словом, все на виду. Появление посторонних людей или какие-то манипуляции с недвижимостью не проходит незамеченным, – пояснила Илзе Соколовска.
Она поведала, как мошенники становятся обладателями квартир пожилых людей.
Охота за «языком»
Все начинается с получения информации об одиноком пенсионере, являющимся владельцем квартиры. Как показывает практика, жертвы и преступники не знакомы друг с другом в жизни. Каналы, которые используют мошенники для поиска перспективных объектов, самые разные. Например, в одном случае источником являются болтливые соседи, в другом – домоуправление и даже социальные работники («МК-Латвия» ни в коем случае не хочет бросать тень на всю социальную службу, но такое имело место быть).
– В ходе расследования одного из дел о мошенничестве мы установили, что источником информации для преступников стал социальный работник, который довольно долго ухаживал за одиноким пожилым человеком, – утверждает Илзе Соколовска.
Преступники начинают действовать после смерти одинокого пенсионера.
– В таком виде мошенничества всегда действует группа организаторов из двух-трех человек. Как правило, это люди среднего возраста и как минимум один из них – рецидивист с большим опытом совершения таких правонарушений.
Если в преступном сообществе, в народе именуемой шайкой, есть женщина, то, скорее всего, именно она и будет заниматься подделкой документов – составит липовое завещание, прошение в Земельную книгу на перерегистрацию прав собственности с подписью и печатью нотариуса, словом, «нарисует» весь пакет документов.
По словам собеседницы «МК-Латвии», качество исполнения поддельных документов в последнее время очень хорошее, благо техника позволяет. В свою очередь организационные вопросы берет на себя мужская половина группировки.
– Первым владельцем квартиры становится человек без определенного места жительства, который за минимальную плату или даже бутылку спиртного соглашается принять участие в преступной схеме.
В течение некоторого времени квартира перепродается таким же лицам без определенного места жительства. В некоторых делах такие люди фигурировали как постоянные участники мошеннических схем. В одном случае один и тот же человек – владелец, в другом – покупатель, в третьем – гонец с документами в Земельную книгу.
– Честный, законопослушный гражданин, не подозревающий о преступном происхождении недвижимой собственности, становится только третьей или четвертной ступенькой в реализации имущества.
Мошенники же, получив плату за перепродажу квартиры, делят деньги между собой согласно договоренности. В этом случае первый, кто несет убытки – госказна. Дело в том, что в законном порядке в случае смерти человека начинаются поиски наследников. Если таковых не находят, то «ничейные» квадратные метры должны перейти на баланс государства. Их и перехватывают преступники, пока идет бюрократический процесс.
– Как часто родственники после смерти своих бабушек или дедушек, родителей, не желая делиться друг с другом, подделывают завещания? – спрашивает «МК-Латвия».
– Родственники, как правило, подделывают документы, касающиеся долей капитала, бухгалтерии, различных договоров, Регистра предприятий. По завещаниям на моей памяти случаев нет, – отвечает Илзе Соколовска.