Какой урок можно извлечь из этой истории для людей обычных: надо быть осторожнее со съемкой. Захотели снять красивый дом или вид, чтобы порадовать друзей в Facebook и Instagram? Вместо лайков не исключены объяснения с полицией, если вдруг на вашем фото окажется секретный объект. Как выяснил на прошлой неделе Лато Лапса, запрет на съемку вблизи такого объекта имеется. Только ознакомиться заранее с ним нельзя - он же секретный!
Но это формальная сторона дела. Понятно, что к обычным людям вряд будут придираться всерьез за какие-то случайно сделанные кадры.
Другое дело съемка, которую затеял Лато Лапса в ходе своего расследования.
Что случилось
Скандал начался в минувшую среду, когда Лато Лапса был задержан у здания Полиции безопасности. Сначала пояснения обеих сторон были туманны. Лато Лапса, по понятным причинам, много сообщить не мог - он находился в камере, пока за ним не приехали сотрудники Госполиции. Однако он все же умудрился передать "на волю" такое сообщение: "Мне сказали, что я задержан, потому что при мне имеется диктофон, с которым вход в ПБ не разрешен. Ничего больше мне не объяснили, сказали только, что если я буду сопротивляться, в отношении меня будет применена сила. Получается эдакое отечественное гестапо".
Потом появились и первые туманные пояснения сотрудников ПБ: у них возникли подозрения о том, что Лапса тайно и несанкционированно занимается сбором информации. Сам же он требованиям ПБ не подчинился, поэтому и был задержан.
Лапса: "Если имеешь дело с ПБ - диктофон обязателен!"
В последнее время Лато Лапса числился подследственным в уголовном процессе о нарушении тайны корреспонденции — публикацию переписки владельца портала kompromat.lv Леонида Якобсона в книге «Другая кухня: под законной «крышей» (о сути этого дела и его исходе см. в "Фабула «дела Лапсы").
И вот, как утверждает Лапса, во время следствия с ним встретился некий человек, который представился сотрудником ПБ. Этот человек предложил закрыть уголовный процесс в обмен на услуги: информацию об определенных людях и публикациях.
-- Я этот разговор на диктофон не записал. Но с того времени взял за принцип: если имеешь дело с ПБ, то диктофон - обязателен, - пояснил Лато Лапса на пресс-конференции, которую собрал после своих приключений.
Кроме того, он рассказал о "фото-охоте", которую начал на сотрудников спецслужбы.
Лапса пояснил: он в последнее время действительно снимал и фотографировал на камеру окрестности ПБ. Почему? Потому что его коллега Агнесе Маргевича в своем микроблоге Twitter сообщила о сотрудниках спецслужбы, которые разъезжают на шикарных BMW и занимаются "крышеванием".
-- "Крышевание" я проверить не могу, а машины - пожалуйста, - заявил Лато Лапса.
Вот и стал журналист свободное время ("часок - другой") проводить с камерой у ПБ.
-- Нормативные акты не запрещают гражданину Латвии находиться в любом общественном месте с фотокамерой, видео-камерой или диктофоном, - подчеркнул Лапса.
Вот только в ПБ подобное внимание терпеть не захотели.
-- В первый раз подошел сотрудник, который не представился и не смог объяснить, почему съемку надо прекратить. Зато он встал напротив камеры и стоял так полчаса, - продолжил журналист.
Через неделю сотрудников было уже трое. Они заявили, что есть какие-то правила Кабинета министров, которые запрещают снимать у здания ПБ. Сотрудники сослались на правила номер Nr. 887, у которых якобы есть секретные дополнения или части. Там сказано, про некую "общность критической инфраструктуры". Но ничего не написано, про то, что вблизи каких-то объектов снимать нельзя. (Может, и написано, но в тех самых секретных дополнениях или частях, откуда ж нам знать?).
Лапса настаивал, что раз место публичное, секретные объекты и правда нельзя снимать, но ведь все секреты внутри! А снаружи он будет продолжать съемку, пока не получит полное представление о машинах спецслужбистов.
И вот, 29 апреля журналист пришел в ПБ, чтобы отдать заявление и был задержан.
Кстати: отдельные претензии у него возникли в связи с тем, что в помощи адвоката в этот момент ему было отказано. Очевидно, в ближайшее время жалобы на это получат начальник Госполиции, генпрокурор и начальник ПБ.
ПБ: "Наши сотрудники под угрозой!"
Представители самой ПБ позже тоже пояснили, почему журналист оказался в камере. Как отмечается в заявлении структуры для прессы, Лапса неоднократно пытался сфотографировать и снять на видео работников Полиции безопасности, а публикация подобных снимков и видео заметно облегчила бы работу иностранных спецслужб.
Работа служб государственной безопасности и данные о ее сотрудниках являются информацией, содержащей государственную тайну. Сфотографировав или сняв сотрудников ПБ, которые не являются публичными должностными лицами, а позже опубликовав снимки, публицист поставил бы под угрозу их профессиональную деятельность, источники информации и личную безопасность.
ПБ обращает внимание на то, что иностранные спецслужбы проводят целенаправленную деятельность для получения информации об органах безопасности Латвии, поэтому ее разглашение только облегчит иностранным спецслужбам работу.
ПБ напоминает, что постоянная и длительная фото- и видеосъемка зданий, где расположены органы государственной безопасности, помогает обнаружить меры их физической безопасности. ПБ никогда не запрещала журналистам кратковременно снимать здание ПБ, предварительно согласовав съемку, если на видео не видны сотрудники ПБ, посетители и транспортные средства, которые въезжают или выезжают с территории ПБ.
Однако целенаправленное и длительное фотографирование и видеосъемка возле здания ПБ квалифицируется как сбор информации о сотрудниках и режиме обеспечения безопасности учреждения. Лапса на протяжении последних недель неоднократно снимал и фотографировал работников ПБ, поэтому был задержан.
ПБ сообщила также, что Лапса пытался внутрь пронести скрытую камеру не в первый раз. 17 апреля, когда Лапса был вызван в ПБ по одному из уголовных дел, он отказался пройти проверку на входе в здание, потому что в результате была бы раскрыта его попытка внести в помещения скрытую камеру.
Промежуточный финиш: вылетели дроны
Лато Лапса был доставлен в участок Госполиции на Матиса, где была начата оценка его административной ответственности за неподчинение законным требованиям правоохранительных органов.
После журналисту все же удалось внести в ПБ свое заявление начальнику службы. В нем, как вы поняли, он жалуется на то, что ему запрещают видео- и фотосъемку "общественного места на ул. Эрглю".
Как нам сообщила адвокат Лато Лапсы Елена Квятковская, в течение ближайших дней они с клиентом обсудят дальнейшие действия в связи с этим задержанием.
Однако попытки съемки здания ПБ Лато Лапса не оставил. На портале Pietiek.com опубликовано видео, сделанное с помощью дрона (беспилотного летательного аппарата). Как иронизирует сам журналист: "Пухлых сотрудников ПБ на воздушном шаре, пытающихся перекрыть вид, пока не появилось".
Фабула «дела Лапсы»
На днях прокуратура закрыла уголовный процесс, в рамках которого Лато Лапса год числился подозреваемым. Ему вменяли нарушение тайны корреспонденции — публикацию переписки владельца портала kompromat.lv Леонида Якобсона в книге «Другая кухня: под законной «крышей».
Лато Лапса и его адвокат Елена Квятковская неоднократно указывали, что у этого уголовного процесса нет состава. И вот прокуратура это подтвердила. Как нам сообщила г-жа Квятковская, если решение о закрытии не будет обжаловано со стороны ПБ, защита может потребовать компенсации за необоснованные подозрения. Пока они с клиентом оценивают эту возможность.
Напомним, что основанием для начала уголовного процесса послужило заявление, которое в 2010 году бизнесмен Борис Рязанский (фигурант дела подкупе юрмальского прокурора), написал сразу в несколько инстанций: Комиссию по национальной безопасности Сейма, Верховный суд, Канцелярию президента.
В этом документе Рязанский говорит о том, что в его руки случайно попал диск с электронной перепиской хозяина kompromat.lv Леонида Якобсона за 3 года. Это заявление было опубликовано на портале Pietiek и в книге «Другая кухня».
Антон Городницкий, "Вести сегодня"