Нарушения компании Pērse-L.L.K., под чьей эгидой работает булочная Mārtiņa beķereja, СГД констатировала в начале 2016-го и наказала фирму штрафом в 4000 евро с конфискацией двух касс. Владельцем 100% долей Pērse-L.L.K. является Мартиньш Калниньш - он же совладелец сети Vairāk saules.
Предприятие штраф оспорило, но все суды до последней инстанции признали наказание обоснованным, разве что суд снизил сумму до 3000 евро, учтя смягчающее обстоятельство: ранее предприятие еще ни разу не было уличено в подобных нарушениях.
18 мая 2017 года Рижский окружной суд поставил точку в этом деле. Приглядимся же пристальнее к этому судебному процессу.
Сначала был анонимный "стук"
Как указано в приговоре, 29 марта сотрудник СГД призвал фирму Pērse-L.L.K. к административной ответственность по 4-й и 5-й частям 156.1 статьи Кодекса административных нарушений. Компания была оштрафована на 4000 евро с конфискацией двух касс EKA OPTIMA.
Фирма обжаловала решение у гендиректора СГД, но получила отказ. Затем подала в суд и 27 июня 2016 года суд Латгальского предместья Риги слегка смягчил наказание - до 3000 евро.
Приведем аргументы, с помощью которых предприятие пыталось отбиться от штрафа:
* во-первых, представители фирмы настаивали, что по сути это дело об административных нарушениях ближе к уголовным, поэтому его вообще нельзя было начинать на основании анонимной информации. Для того, чтобы повысить доверие к доказательствам, нужно, чтобы источник информации был назван.
Однако суд счел этот аргумент несостоятельным.
* во-вторых, как утверждали представители фирмы, нарушения были констатированы невовремя - уже истек срок давности. Но и этот аргумент был отброшен - пересчитали, и сроки сошлись.
* и в-третьих. Коммерсант попытался доказать, что вообще ни причем: он не знал как именно предприятие -поставщик касс, на них повлияло. Однако и тут убедить суд не удалось.
Уменьшить штраф помогла только предыдущая безупречная репутация Pērse-L.L.K., ведь фирма ранее не попадалась на нарушениях. Для большей мягкости суд не нашел подходящих обстоятельств.
Итог: штраф 3000 евро и конфискация касс.
Vairāk saules оправдывается
А теперь вернемся к недавнему скандалу с ресторанами Vairāk saules, которые тоже обвиняют в махинациях с кассами. (Подробнее об обвинительной версии - см. в главе "Версия о хитрых программах Vairāk saules").
До того, как широкий общественный резонанс вызвали обыски в сети Vairāk saules, об этом штрафе, наложенном на Mārtiņa beķereja, широкой публике особо не было известно. Сведения стали достоянием гласности лишь на прошлой неделе. Представители Vairāk saules теперь оправдываются.
Совладелец сети ресторанов Vairāk saules Эндий Берзиньш пояснил в ответ на расспросы журналистов, что Мартиньш Калниньш «только акционер», но, хотя он и крупнейший акционер, и «напрашиваются явные параллели», предприятия были всегда «чрезвычайно отделены» одно от другого.
«Он никогда не говорил о своей финансовой ситуации», — сказал Берзиньш.
И непосредственно о кассовых проблемах в Vairāk saules. Когда начались обыски в заведениях Vairāk saules, на следующий день именно Мартиньш Калниньш на пресс-конференции был главным оратором, отстаивающим невиновность этой сети. Но говорить о предприятии, в котором он на 100% является собственником и которое было наказано штрафом, Калниньш отказался, делегировав честь давать разъяснения своему адвокату Арманду Расе.
Защитник в свою очередь пояснил, что штраф был наложен СГД из-за проверяемого чека, и касса к тому же тогда не сошлась всего на 96 центов. Юрист отрицает, что штраф был выписан не за расхождение в сумме наличности и показаниях на ленте кассы, а в связи с вмешательством в кассовую систему. Чек, по его словам, был подделан, однако налоговая служба не заинтересовалась, кто бы и с какими целями мог заниматься подобным вредительством.
«Любой покупатель, недоброжелатель или обиженный бывший сотрудник, если он имеет доступ к кассовому аппарату такой же конфигурации, может сконфигурировать свой кассовый аппарат, выбить неправильный чек с теми же номерами, реквизитами, датой, меньшей суммой, закинуть в ящик в СГД — и СГД его проверит, не зная, подлинный он или нет», — рассказал Раса.