Осиновский хорошо ориентируется в железнодорожных вагонах и маловероятно, что в дальнейшем он будет производить косметику под маркой "Dzintars". Это запрещено также законом, поскольку, по крайней мере пока, интеллектуальная собственность – товарные знаки - принадлежат прежнему владельцу "Dzintars" Илье Герчикову.
Основанной в 1849 году фабрикой мыла и парфюмерии Генриха Адольфа Бригера, которую впоследствии переименовали в объединение парфюмерии и косметики "Дзинтарс", более 40 лет с переменным успехом руководил Илья Герчиков. В свое время, чтобы спасти свою компанию от финансовых потерь, Герчиков продал виллу в Юрмале и вложил в "Dzintars" почти четыре миллиона евро.
Последний финансовый кризис для "Dzintars" все-таки стал роковым - он накопил несколько миллионов долговых обязательств по отношению к государству и, не получив разрешения Службы государственных доходов (СГД) в плане правовой защиты, в прошлом году осенью был объявлен неплатежеспособным.
Директор Управления по стимулированию налогов СГД Санта Гаранча отмечает, что в 2016 году в "Dzintars" был начат процесс правовой защиты (TAP). Когда он начинался, долги "Dzintars" составляли три миллиона евро. А во время этого процесса долг вырос в три раза.
С прошлой осени углубленный интерес к "Дзинтару" демонстрировали 14 инвесторов. Среди них были финансисты, банки, фармацевтические крупные фирмы, производители косметики.
"Nekā personīga" известно, что к приобретению активов "Dzintars" кроме Осиновского проявляли интерес Карлис Цербулис, Роберт Идельсонч, дочь экс-политика Андриса Шкеле Мадара Шкеле, Андрей Лейбович, Йорин Райтумс, Айгарс Кесенфелдс, Улдис Илтнерс из "Madara Cosmetics", а также Rietumu banka. Администратор неплатежеспособности Янис Озолиньш провел с ними углубленные переговоры.
Бывший президент и совладелец АО "Dzintars" Илья Герчиков:
"Все, кого вы назвали, могли считаться заинтересованными. Они никогда не были потенциальными покупателями. У нас был один реальный покупатель в 2019 году, который хотел наши производства и собственность за девять миллионов, мы должны были подписать договор, но СГД закрыла счета. Я должен признать, что в моем окружении была так называемая "крыса" и из-за утечки информации была такая реакция СГД. И сделка не состоялась».
Герчиков не раскрывает, кто был этот несостоявшийся покупатель.
Первый аукцион состоялся в марте. Начальная цена внушительного здания на улице Малу и производства составляла неполных семь миллионов. Но аукцион закончился без результата.
Администратор говорит, что второй аукцион не устраивал, поскольку существовал риск, что активы могут быть проданы за слишком низкую цену. Поэтому трем претендентам предоставили возможность подать свои ценовые предложения, открыв счет в банке и внеся на него свою сумму покупки.
Самую высокую цену - 5 500 000 евро - в "Swedbank" в августе внесла Даугавпилсская фирма "Ritrem" - микропредприятие с ничтожным основным капиталом. Единственным владельцем "Ritrem" является "Daugavpils lokomotīvju remonta rūpnīca" и, в свою очередь, его истинным бенефициантом является эстонским миллионером Олег Осиновский.
Бывший президент и совладельец АО "Dzintars" Илья Герчиков говорит:
"Я не знаю (Осиновского), не знаю его намерений. Мы с ним никогда не встречались. Я определил себе (такую бизнес-модель) как что-то запретное. Это невозможно - лезть в другую сферу. Возможно, это происходит только в таких бизнесах, где все равно – сегодня шьем носки, завтра производим косметику. Качество таких товаров обычно известно. При моем деловом подходе такое немыслимо!
Мне все это кажется странным, что покупает "Dzintars" такой завод, покупает такой старинный бренд, кто-то из представителей государства должен был заботиться тем, чтобы "Dzintars" попал в хорошие руки. Но кому достанется бренд? Имя "Dzintars" с 1849 года никогда не было запятнанным. Почему никто не заботится об этом?".
Администратор неплатежеспособности "Dzintars" Янис Озолиньш сделку с "Ritrem" уже подписал 31 августа. И возражений по этой сделке нет ни у СГД, ни у института финансового развития "Altum". "Swedbank" также говорит, что он проверил источник денег и он хорошо известен продавцу, то есть, администратору.
В собственность "Ritrem" попало не только движимое и недвижимое имущество "Dzintars", но и право на интеллектуальную собственность – товарные знаки.
Илья Герчиков зарегистрировал их на своем имени и по этому сейчас идет судопроизводство. Однако, возможно, Осиновский не интересуется производством косметики, поскольку на этой неделе администратор выставил на продаже незавершенные изделия и заказы "Dzintars", в том числе сырье, о чем можно убедиться в публикации "Latvijas Vēstnesis".
Илья Герчиков говорит:
"Это преимущество. Что он (Осиновский) с ними сделает, мне трудно сказать. В любом случае, мне это не помешает. Так как я хочу сказать всем, что "Dzintars" в таком виде, в котором вы его видели, будет выпускаться и в дальнейшем".