На минувшей неделе президент банка Мартиньш Казакс публично предложил банкам списать безнадежные долги, сделанные во времена "золотых метров". Основание: многие из тех, кто в разгар ажиотажа взяли кредиты (в основном ипотечные), позже не смогли их выплатить. У многих отобрали жилье, но зачастую и этого не хватило, чтобы вернуть долги. Банки рассматривают эти долги как невозвращаемые, но технически не списали их. Почему бы это не сделать сейчас?
Это позволило бы вернуть в экономический оборот более 10 тыс. человек, часть которых перешла в теневую экономику либо эмигрировала, считает Казакс. А так они могли бы работать официально и платить налоги.
Банки: частично уже списываем
Во время кризиса порой жильё обесценивалось настолько, что не покрывало и половины стоимости кредита. И многие должники выплачивают их до сих пор. А примерно 10 тысяч человек - не выплачивают вовсе. Разве не было бы только честно, наконец, их списать? Ведь не только потребители занимали деньги необдуманно. Сами банки тоже не очень осмотрительно раздавали кредиты направо-налево.
В самих банках объясняют — частично долги списываются уже сейчас. Однако есть целый ряд проблем, - указывает LTV7.
«Мы уже сейчас оцениваем всю информацию, которую нам даёт клиент. О его активах и доходах. Затем клиент предлагает — какую сумму своего исторического долга он готов погасить, мы выдвигаем свое предложение, и обычно, где-то посередине мы останавливаемся», - пояснил журналистам глава отдела реструктуризации SEB Banka Ренарса Виксну.
Проблема, как говорят в банках, в тех клиентах, которые вообще не готовы идти на контакт. Если человека невозможно найти, то его долг не списать. И от грядущих изменений банки ждут именно возможности делать это в одностороннем порядке. Списание долга, может позволить человеку полноценно вернуться в экономику, работать официально и платить налоги, то есть общество в целом выиграет.
«Если у банка есть какие-либо внебалансовые обязательства или плохие долги — это всё равно, что держать у себя во дворе старый мусор. В нём нет никакой ценности. Но второе — это возможность простить людям долги, чтобы им было легче жить», - считает глава Luminor Керли Габриловица.
Ушлым неплательщикам помогать не будут
«Безвозвратный долг – это, по сути, технический долг, и в его администрирование нужно вкладывать средства. Для банка это уже потерянные деньги. Но это не должно быть сигналом обществу о том, что теперь можно не исполнять обязательства. У банков должна быть возможность объективно оценить в каких случаях эта помощь может быть оказана», - в свою очередь указывает представитель отдела поддержки ипотечного кредитования Swedbank Айнарс Балцерс.
Продолжение - читайте на 2-й странице.