Итак, 18 июня прошлого года в Юрмале в районе Слоки начался пожар повышенной опасности. Пугающий столб густого черного дыма был виден издалека — не только в Юрмале, но и в Риге. Это полыхали горы пластмассовых отходов на площади 1,2 гектара. Так общественность узнала, что в Городе на волне неподалеку от вилл множества "випов" скапливались и гнили отходы. Причем часть их была опасная — батарейки и аэрозольные баллончики.
Когда пожар потушили и стали искать виноватых, обнаружился еще один неприятный сюрприз: оказывается, прямо в Риге на улице Старта компания Riepu bloki накопила более 1000 тонн покрышек вместо разрешенных 30 тонн. "А если и они загорятся?" — от такого вопроса у многих холодок побежал по спине.
Так обнаружилась еще одна болевая точка. В прошлом году горевшие свалки покрышек тоже доставили множество проблем. Один из самых крупных пожаров начался 31 августа прошлого года в Риге на проспекте Курземес — шесть автомашин Государственной пожарно–спасательной службы (ГПСС) и 33 пожарных работали на месте ЧП до поздней ночи.
Жаловались давно. И что толку?
Отметим очевидное: местные жители неоднократно жаловались на свалки у себя под боком. Но реакции не было.
Накануне пожара, получив сигнал от юрмальчан, журналист "СЕГОДНЯ" побывал в Слоке. И ужаснулся — вонь, крысы, мухи...
Нас тогда поразило несколько моментов:
* во–первых, свалка большая. С учетом небольшой Юрмалы просто огромная. Уже после пожара прозвучала цифра — 23 тонны отходов;
* во–вторых, свалка расположена на заболоченной местности. Если стоять рядом с горами мусора, то у вас под ногами хлюпала вода. В июне прошлого года автор этих строк там лично попрыгал по кочкам, когда делал фото (то есть все эти отходы и сгоревшая пластмасса имели прямой доступ к грунтовым водам — и относительно недалеко там находится скважина с питьевой водой, откуда ее получает население Юрмалы);
* в–третьих: воздух. Свалка и без пожара добавила в знаменитый курортный сосново–морской воздух свой акцент: зловоние, мухи. Пишу как очевидец: специфический "аромат" свалки во всей красе ощущался и на значительном удалении от этого места.
* и в–четвертых. Оказывается, отходы в Юрмалу свозили давно — с октября 2016 года. И ничего с этим не смогло сделать даже прямое вмешательство ГСОС.
Уже после пожара представители ГСОС разъяснили: мусор на площадке, где начался пожар, хранило ООО Prima M, хотя у него не было на это никаких разрешений.
ГСОС начала против этого предприятия административное делопроизводство и требовала до 24 июля освободить территорию от мусора. Фирма этот административный акт оспорила, но суд оставил постановление ГСОС в силе.
И вот тут — 18 июня — произошел пожар, который изменил общую ситуацию.
"На уборку денег нет"
Предприятие Prima M, которому принадлежала свалка, после пожара отказалось расчищать ее территорию, сославшись на отсутствие денег. У фирмы, как было заявлено, финансовые проблемы.
Госслужбе окружающей среды пришлось искать того, кто сделает это за хозяина свалки. Разумеется, не бесплатно. Тендер выиграла компания Clean R, которая и убрала мусор с территории пожарища за 550 000 евро — из кармана налогоплательщиков. Их еще надеются взыскать с ООО Prima M.
Но, отметим от себя, это маловероятно. Судя по данным Регистра, 21 сентября 2017 года у фирмы было аннулировано удостоверение плательщика НДС. Однако PRIMA M и по сей день действующая. Единственный ее член правления Луция Узклинге, 100% долей капитала принадлежат SO Trust SIA. Последней владеет и руководит Олег Соколов.