Она добавила, что приговор оценивает как справедливый и юридически корректный. После того, как в суде были проверены все доказательства, допрашены все свидетели, стало однозначно ясно, что решение должно быть оправдательным. «Я ранее указывала и на плохое качество обвинения, и на полное отсутствие доказательств, поэтому такое решение суда является закономерным», - подчеркнула Квятковска.
Тем временем предприниматель выразил удовлетворение, что латвийская судебная система продемонстрировала свою независимость. «С учетом прямого давления заинтересованных сторон на суд, а также использование средств массовой информации и различных организаций я уверен, что принять справедливое решение суду было нелегко. Суд Видземского района доказал, что судебная система Латвии способна защищать граждана, общество и экономику государства», – сказал Осиновский.
Основываясь на созданной бывшим работником по борьбе с коррупцией и борьбе с нею теории, которая в процессе судопроизводства так и не была подтверждена, прокуратура пять лет преследовала иностранного инвестора, который вложил в экономику Латвии несколько десятков миллионов евро, который создал и по-прежнему обеспечивает несколько сотен рабочих мест.
Это беспрецедентное дело в Латвии, в котором 100% свидетелей, вызванных прокурором 100% подтвердили свои показания до суда, полностью противоречащие обвинению. Также все приложенные к делу доказательства отрицают выдвинутое обвинение.
Осиновский выразил сожаление, что прокуратура не считала необходимым проверить истинные обстоятельства сделки, связанные с Даугавпилсским локомотиворемонтным заводом и экономикой Латвии.
«Все факты, собранные прокурором, свидетельствовали о том, что я не имел никаких обязательств по сделке по приобретению дизельных локомотивов. Наоборот – эти факты четко указывали на совершенно иную сделку, в другом государстве и с другими целями», – пояснил Осиновский.
Предприниматель также выразил надежду, что прокуратура не обжалует решение, прекратит преследовать его и разрушать отрасль государственной промышленности, которой уже нанесен ущерб из-за уменьшенных налоговых платежей и увольнения нескольких сотен людей.
Отметим от себя: решение может быть обжаловано в Видземском окружном суде.
Грозило 4 года тюрьмы
Угис Магонис был задержан летом 2015 года сотрудниками Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией по подозрению в получении взятки в размере 500 тыс. евро. В даче взятки подозревается эстонский предприниматель-миллионер Олег Осиновский.
Прокуратура просила применить к бывшему главе Latvijas dzelzceļš (LDz) Угису Магонису и эстонскому миллионеру Олегу Осиновскому, обвиняемых во взяточничестве, наказание в виде четырех лет тюрьмы.
Помимо прочего, прокуратура просила конфисковать имущество Магониса и лишить его право занимать должности члена правления в государственных и муниципальных обществах капитала на пять лет. По отношению к Осиновскому дополнительные меры наказания прокуратура не требовала.
Ещё одна просьба прокуратуры - признать конфискованные при задержании 499 500 евро преступно нажитыми средствами и конфисковать их в пользу государства.
Елена Квятковска ранее сообщила агентству LETA, что в последнем слове Осиновский категорически отклонил выдвинутые обвинения и повторно подчеркнул, что он как частное лицо заплатил Магонису комиссию за использование его частных контактов в ОАО «Российские железные дороги», чтобы восстановить договор между «Даугавпилсский локомотиворемонтный завод» и «РЖД».
Осиновский не имел ни желания, ни мотива платить Магонису за победу ДЛРЗ в конкурсе, в котором ДЛРЗ уже победил и на результаты которого Магонис не мог даже теоретически повлиять, хотя бы по чисто экономическим соображениям. Локомотивы были проданы по низшей цене и в рассрочку, а общая сумма договора по отношению к обороту предприятия была несущественной, и в конце концов он как акционер в оперативной деятельности предприятия не участвует.
В то же время Осиновский подчеркнул, что ситуация с российским договором полностью противоположна. От российского договора зависело то, что завод смог бы обеспечить свою деятельность из оборотных средств и ему как акционеру не было бы необходимости инвестировать свои личные средства.
Поэтому он лично был заинтересован в привлечении всех ресурсов, чтобы помочь восстановить договор с Россией, который был приостановлен на время санкций. Услуги ремонта имеют высокую рентабельность, сумма договора превышает годовой оборот, и этот договор давал ему возможность не инвестировать свои личные средства в завод.
Чтобы Магонис представил его интересы в «РЖД», Осиновский заплатил комиссию. Осиновский во время судебного заседания выразил возмущение, почему во время всего несоразмерного расследования следователи и прокуроры отказывались выслушивать и проверять суть сделки.
Предприниматель выдвинул претензии к ходу и методам расследования - игнорированию показаний свидетелей, передачу дела в суд без какой-либо доказательной базы и слива версии следователей в СМИ без проверки фактов, так как с помощью общественного мнения производится давление как на ход расследования, так и на суд.
«Более того - громкое сообщение о якобы предложенной взятку Юрашу (тогдашнему должностному лицу Бюро по предотвращению коррупции и борьбе с нею) за переквалифицирование дела, которое закончилось ничем, породило обстоятельства, когда никакая объективная оценка ситуации невозможна», - отметил Осиновский в последнем слове.
Магонис также отрицает взятку
Согласно обвинению, летом 2015 года Осиновский передал Магонису взятку в размере почти 500 тыс. евро за многомилионную закупку предприятия ЛДз Ritošā sastāva serviss - приобретение старых локомотивов у компании Осиновского "Skinest Rail". Оба обвиняемых своей вины не признают.
Магонис на рассмотрении дела заявил, что получил 500 тыс. евро от Осиновского не как взятку, а как вознаграждение за лоббирование интересов эстонского предпринимателя в руководстве ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), чтобы РЖД сделало закупку у принадлежащего Осиновскому Даугавпилсского локомотиворемонтного завода (ДЛРЗ).
Магонис утверждал, что эти деньги не планировалось передавать дальше, они были предложены Осиновским за его помощь как частного лица в решении подобных вопросов. Бывший руководитель ЛДз заявил, что в течение долгого времени поддерживал дружеские отношения с тогдашним руководителем РЖД Владимиром Якуниным и его заместителем Владимиром Морозовым, которые начались еще до того, как он возглавил ЛДз.
Магонис в своих показаниях указал, что Осиновский первоначально предлагал ему 800 тыс. евро в качестве благодарности за то, что Магонис в частном порядке помогал решать вопросы, связанные с ДЛРЗ. Бывший руководитель ЛДз подчеркнул, что интересы ДЛРЗ были тесно связаны с интересами государства, так как на предприятии занято около 1000 жителей Даугавпилса. Он также заявил, что переговоры с Якуниным и Морозовым проходили в частном порядке, а не официально, поэтому он отрицает обвинение в том, что деньги были получены за организацию встречи.
В то же время Магонис признал, что после того как предприятие Ritošā sastāva serviss заключило договор с предприятием Осиновского "Skinest Rail" о закупке четырех дизельных локомотивов, предложенная эстонским бизнесменом сумма уменьшилась до 500 тыс. евро, так как Осиновский считал, что для эстонского предприятия закупка была невыгодной.
"Юрашс предлагал сотрудничество"
Олег Осиновский, выступая на процессе , пояснил суду: он поначалу давал неправдивые показания.
В начале следствия он (Осиновский) указывал, что часть из полученных денег Магонис, возможно, передаст Якунину - тогдашнему президенту Российской железной дороги.
Однако даже в то время Осиновский, по его словам, был уверен, что это неправда. Эти его показания были всего лишь тактикой защиты. Он их дал, так как его убедили сотрудничать со следствием. Он был уверен, что все происходило законно, а начатый уголовный процесс закроют.
По словам Осиновского, примерно через полтора месяца после задержания Магониса, с ним связался тогдашний сотрудник антикоррупционного бюро Юрис Юрашс (нынешний депутат - ред.), который пригласил его на встречу. Она состоялась в лесу, на территории Эстонии, в 20 км от границы. В этой встрече принял участие сотрудник KNAB Угис Упениекс. Осиновскому было предложено сотрудничать, чтобы "помочь KNAB раскрыть более существенные преступления".
"Я понял, что дело против меня неперспективное, обвинения не будет, особенно, если я буду сотрудничать с KNAB. Договорились ещё раз встретиться в Риге, чтобы обсудить детали", - заявил бизнесмен в суде.
Они снова встречались 5 октября 2015 года в Риге, и тогда Юрашс снова обещал, что, в обмен на помощь в раскрытии более существенных преступлений, Осиновского освободят от уголовной ответственности. После этого были ещё встречи и ещё обещания.
Но потом, по словам Осиновского, Юрашс "сдал" информацию средствам массовой информации, которым также рассказал, что Осиновский ему предлагал взятку в размере 1 миллиона евро, чтобы переквалифицировать преступление.
Осиновский также напомнил, что в связи с этими действиями Юрашcа, в суде находится уголовный процесс о разглашении государственной тайны.
Источник - "Сегодня"