Сейчас по делу о ловце крабов начался суд, вокруг которого нарастает дипломатическое напряжение. Неожиданно для всех Латвия, которая отнюдь не славится активной защитой своих бизнесменов на международной арене, выступила в этом деле крайне жестко. Однако и Норвегия отвечает не менее решительно. «Если в этом районе появятся новые суда, они будут взяты под арест", - цитирует министра рыбного хозяйства Норвегии Пера Сандберга The Independent Barents Observer.
Что же это за новая «золотоносная жила» - снежный краб? То, с каким рвением все стороны борются за него, дает обильную почву для спекуляций и даже теорий заговора. Однако мясо краба – продукт дорогой и вкусный. Промысел его в Баренцевом море в прессе называют «золотой жилой». Неудивительно, что и борьба за краба развернулась нешуточная.
Попробуем же разобраться во всем этом.
Мнение: «Всех бы так защищали!»
Обозреватель Neatkariga Rita Avize Марис Краутманис в этой связи пишет: «Есть среди латвийских бизнесменов и такие, которые находят великолепные идеи, как заработать в далеких краях и стать пионерами в новых торговых нишах. В их числе латыши, которые согласно заключенным ранее договорам, начали ловить снежных крабов в Баренцевом море у Свальбарда (Шпицберген).
Снежные крабы – не исконные обитатели этих негостеприимных северных вод, а расплодились там в последние десятилетия как пришлый вид, но они вкусны и очень дорого стоят, когда попадают в котлы лучших поваров мира и меню первоклассных ресторанов. Но в начале января норвежские власти арестовали латвийское рыболовецкое судно, которое с 2014 года ловило крабов на участке Северовосточной атлантической рыболовной комиссии (NEAFC) в Баренцевом море.
Хотя Норвегия для Латвии – дружественная страна, пример демократии и социально ответственного управления государством, это тот случай, когда норвежцы задели интересы латвийцев, и на это надо ответить. Удивительно, но наши госучреждения и МИД, привыкшие кланяться и без единого слова подчиняться любому европейцу, на этот раз действовали довольно резко и защищали наших бизнесменов изо всех сил.
К делу подключились минземледелия и МИД, высказал свое мнение председатель комиссии сейма по иностранным делам. Подана нота Норвегии. На закрытой части заседания правительства министры поддержали обращение в Международный Гаагский трибунал против Норвегии. Министерству юстиции дано задание разработать точные формулировки иска в суд Евросоюза. Обо всем этом общественности рассказывает лично премьер. Госаппарат встал на защиту латвийского бизнесмена. Это просто сказка – предприниматели понимают, почему им стоит честно платить налоги.
Беда только в том, - продолжает Краутманис, - что такая поддержка в международных спорах дается не всегда и не каждому попавшему в трудности за рубежом латвийскому бизнесмену. Есть другой случай, когда страна в защите своего гражданина действует лениво, если не сказать, что вообще ничего не делает.
Очевидно, очень важно, какую фамилию носит задетый другим государством предприниматель. Если Пилдегович, и если бизнесмен – это брат госсекретаря МИДа Андрея Пилдеговича Петерис, и если норвежцы арестовали принадлежащее его фирме судно, то поддержка государства гарантирована. Все должностные лица Латвии единогласно заявляют, что Норвегия нарушила закон.
А если фамилия, к примеру, Белоконь, и если киргызский режим решает хозяйственный спор с Валерием Белоконем криминально-судебными методами, то ему бороться надо самостоятельно, потому что МИД оставляет все в ведении справедливейшего и неподкупного суда Кыргызстана, обещая только следить и интересоваться.
В общем, очередная история помощи «своим», вопрос только в том, кого назначат «своими».