Как сообщил нам адвокат О. Ондрупс, Игоря Иванова уже выдали из Испании в Ригу. Но если будет доказано, что его нельзя было переправлять в Латвию и помещать в место заключения, то последствия могут быть очень серьезными, - указывает защитник.
Напомним: в июле Рижский районный суд по делу о дезинформации вынес приговор Игорю Иванову - реальное лишение свободы на один год и девять месяцев. (Подробности версии обвинения и приговора мы уже излагали ранее - здесь). Защита заявила, что это решение суда обжалует.
О. Ондрупс в этой связи предоставил нам материалы с недавней пресс-конференции И. Иванова и его представителей, которые мы далее публикуем на правах мнений.
Защита: хулиганства не было
Если будет доказано, что предпринимателя Игоря Иванова нельзя было доставлять в Латвию и помещать в место заключения, последствия могут быть очень серьезными, и тогда придется признать, что рассмотрение этого уголовного процесса в суде было необоснованным, незаконным. – указывает Оскарс Ондрупс.
Адвокат пояснил, что в период, когда в Латвии началось судебное расследование по делу о хулиганстве и незаконном приобретении и хранении взрывного устройства, огнестрельного оружия и боеприпасов, И. Иванов находился в Испании, состояние его здоровья было плохим, и предприниматель регулярно с помощью своих представителей информировал суд и другие учреждения, где и почему находится, а также о состоянии своего здоровья. Однако суд принял решение о том, что необходим европейский ордер на арест и нужно добиться выдачи И. Иванова в Латвию. И это, в нарушении ряда международных правовых актов, было произведено.
В Латвии против Игоря Иванова на разных стадиях находятся несколько уголовных процессов, и в одном из них – по обвинению в хулиганстве и незаконном хранении оружия и взрывчатых веществ – имеется решение суда, которое еще не вступило в силу и находится в стадии обжалования.
Адвокат в связи с апелляцией приводит такие аргументы:
"В действиях Иванова нет состава хулиганства, решение суда фактически является необоснованным. Суд не принял во внимание, что хулиганство является публичным, мешающим обществу, влияющим на общество действием, и мотивом виновного лица является совершение хулиганских действий; однако в материалах дела нет никаких доказательств этого", - пояснил защитник.
В мае 2020 года, получив на свой телефоне два сообщения от лица, которое впоследствии стало вторым обвиняемым, о том, что готовится убийство присяжного адвоката А. Барбаши, Игорь Иванов вместе с Леонидом Логиновым пришел в офис адвоката, чтобы лично проинформировать об этом потенциальную жертву и порекомендовать немедленно нанять охрану.
Однако через неделю И. Иванова, а также лицо, которое отправило ему соответствующие сообщение, задержала государственная полиция, позднее предъявила обвинения в грубом нарушении общественного порядка в группе лиц, которое проявилось как очевидное неуважение к обществу, игнорируя общепринятые нормы поведения и нарушая спокойствие людей и работу предприятий (хулиганство).
О нюансах "наркотических веществ"
"В отношении уголовного процесса об изготовлении, распространении и хранении незаконных наркотических веществ, которые рассматриваются судом Курземского района в Салдусе – я предоставил достаточно информации, и получены документы от испанского коллеги, что Игорь Иванов для этого уголовного процесса не был выдан", - продолжает О. Ондрупс. Однако пока никаких решений не принято.
В свою очередь супруга И. Иванова Диана Улиганец на пресс-конференции сообщила:
"Еще одна абсурдная вещь началась с того, что во дворе семейного дома были обнаружены наркотики. В связи с этим в июле 2020 года И. Иванов также был задержан, и вскоре стало ясно, что обнаруженное наркотическое вещество было изотонитазеном".
"В то время изотонитазен не был включен в список контролируемых в Латвии наркотических веществ, психотропных веществ и прекурсоров, это вещество не было запрещено. Мы сами обратились в лабораторию, заключение подали в суд, и вот закономерный вопрос – о чем вообще обвинение?".
Защита указывает, что директива ЕС 2020/1687, которой изотонитазен включили в список "наркотических веществ" обсуждалась только осенью 2020 года. Ведущий латвийский доктор наркологии Астрида Стирна также поясняет, что в Европейском Союзе изотонитазен как наркотическое вещество был классифицирован в 2020 году, а в Латвии – только в прошлом году.
Странности в документах
Д. Улиганец также указала на различные противоречия в процессуальных документах и их несоответствие реальности, а также ряд странностей в деятельности учреждений по расследованию.
"Игорь был задержан 21 сентября прошлого года в Валенсии. В Латвию он был доставлен 17 ноября, а справка из Мадридского заключения подтверждает, что в этот день он находился в Мадридской тюрьме. Как это возможно?", - задается вопросом супруга предпринимателя, подчеркнув, что 14 октября 2022 года в Мадридском Национальном суде было определено, что Игорь будет доставлен в Латвию для дачи показаний, а не для ареста, который фактически произошел сразу после посадки самолета в Риге. По ее мнению, это подтверждает, что указанные в ордере правовые нормы применены неправильно.
"Неизвестный человек, будучи в состоянии опьянения, будучи злым, неадекватным, придумал какое-то событие и (в 2020 году) отправил Игорю сообщение. Игорь проинформировал полицию, дал устное и письменное показание, упомянул также лицо, которое указано в сообщении, а именно, адвоката Аллу Юрашу. Летом того же года Игоря освободили от ареста, потому что не было причин его удерживать. Что три года делали учреждения?" - задает риторический вопрос Д. Улиганец, выражая недоумение, что простое дело об одном текстовом сообщении расследовали так долго, причем в конце концов возникла ситуация, когда его отправитель находится на свободе, а получатель - в тюрьме.
Супруга И. Иванова в связи с этим также сообщила: о случившемся поданы жалобы как в Европейский суд по правам человека, так и в Международный уголовный суд.
Тем временем борьба за Arēna Rīga продолжается
"Сколько стоит человеческая жизнь? Сколько людям нужно страдать за несовершенные и недоказанные преступления? Почему согласно решению суда Юрмалы в связи с угрозой в пользу госпожи Юраши присуждена компенсация? К кому мне обращаться за компенсацией за три года преследований, постоянного унижения, оправданий и постоянных поисков справедливости? - эмоционально задается вопросом Д. Улиганец, поясняя, что своего супруга не видела с ноября прошлого года, так как посещения в месте заключения ей запрещены.
Супруга И. Иванова в связи с этим упомянула, что основанием действий, направленных против предпринимателя, по ее мнению, являются материальные интересы различных лиц.
На пресс-конференции она выразила мнение, что они связаны с многофункциональным холлом "Arēna Rīga", владельцем которого в свое время был И. Иванов.
Д. Улиганец также сообщила, что ее супруг намерен вернуть принадлежащие ему доли капитала, потому что у него есть доказательства, что они отняты противоправным путем.
Отмечая, что борьба ее семьи за свою свободу и право на достойную жизнь человека продолжается уже несколько лет, Д. Улиганец выразила благодарность своим адвокатам в Латвии и Испании, а также выразила надежду на справедливый суд и в том, что возбужденные дела и расследования скоро закончатся.
"Я верю, что справедливость обязательно победит и станет публично доступной, и будет ясно, что у всех есть право на справедливое правосудие, справедливую защиту", - закончила Д. Улиганец.
Для справки: о приговоре суда по делу о хулиганстве и незаконном оружии
Как уже сообщалось, 13 июля этого года, более чем через три года после начала уголовного процесса, Рижский районный суд за деяния, предусмотренные статьями 231 и 233 Уголовного закона, приговорил Иванова к лишению свободы на год и девять месяцев.
Суд признал предпринимателя виновным как в хулиганстве в связи с сообщением Алле Барбаше о подготовке ее убийства, а также в приобретении и хранении взрывного устройства, огнестрельного оружия и боеприпасов.
Сообвиняемый предпринимателя по последнему делу - его знакомый Вячеслав Гончаров, приговорен к лишению свободы на один год, общественным работам на 170 часов с лишением прав управления транспортным средством на пять лет. (Как ранее неофициально упоминалось, это бывший сокамерник Иванова).
Прокурор решением Рижского районного суда удовлетворен и не планирует подавать протест, сообщила пресс-представитель прокуратуры Иева Шомина. Однако обвиняемый и его защита будут это решение обжаловать.
Как считает обвинение, все произошло таким образом. В мае 2020 года Гончаров из хулиганских мотивов и личных интересов, "игнорируя моральные нормы и интересы общества", решил грубо высказаться по поводу лично ему незнакомого адвоката Барбаши (Юраши). Будучи в состоянии алкогольного опьянения, он с номера своего мобильного телефона отправил Иванову два текстовых сообщения, в которых попросил того проинформировать упомянутого адвоката о том, что получен заказ на ее убийство.
Получив эти сообщения, Иванов сообщил адвокату, что на неё готовится покушение. Однако на следующий день, когда Гончаров с Ивановым встретились, выяснилось, что информация является выдумкой Гончарова, - на самом деле никакой угрозы для адвоката нет.
Но несмотря на это, Иванов, продолжая вводить в заблуждение адвокатов, связался с ней по телефону и сообщил, что по-прежнему существует угроза её жизни. При этом он пообещал лично все уладить, встретиться с известными ему людьми, имеющими отношение к запланированному убийству, и таким образом устранить угрозу убийства адвоката.
Как указывает обвинение, в результате длительных и демонстративных действий, были нарушены душевное спокойствие адвоката - опасаясь угрозы, она была ограничена в своих передвижениях и действиях, из-за чего у нее не было возможности свободно встречаться с членами своей семьи. Также пострадавшая была вынуждена прекратить профессиональные трудовые обязанности и не получала дохода, причем была существенно нарушена работа адвокатского бюро.