Родители погибшей настаивают: их дочь убили жестоко, после изнасилования, возможно группового. Но следствие этого предпочло не заметить. Обвиняемый признает вину в непредумышленном убийстве. Но вот вопрос, не покрывает ли он при этом своих друзей?
Пикет ради Элины
О странностях и нестыковках следствия родители Элины Пупинни говорят уже давно. Они сами ученые — биологи. Им не привыкать разбираться в длинных цепочках фактов, изыскивая причинно-следственные связи. И они настаивают: следствие не выдерживает нкиаких критики.
В минувший четверг семья и друзья погибшей провели пикет у здания Генпрокуратуры, требуя начать новое расследование и выяснить истинную причину смерти девушки.
Пока в прокуратуре с этим не спешат: «Идет судебное расследование, комментариев по поводу доказательств не будет, потому что это может повлиять на объективность суда,» — говорит пресс-представитель учреждения Айга Шенберга.
Суд, тем временем, идет своим чередом.
Почему Янис говорил, что убийство произошло на 2 дня позже?
На скамье подсудимых — экс-бойфренд девушки Янис Гайгалс (юрист, закончивший во время следствия вуз Turiba). Он настаивает, что убивать подругу не хотел. Во время следствия он давал такие показания: он пил, так как нервничал из-за защиты диплома и долга по кредитам, дома встретил Элину и они поссорились. Дальше он несколько раз ударил девушку, толкнул на диван, потом ушел. О том, что она умерла, Янис догадался, когда вернулся домой через 3-4 часа.
Дальше он стал отмывать пол и стены от крови, сложил в сумку окровавленное покрывала с дивана, простынь, подушку, свою окровавленную одежду, одежду Элины. Зачем он снял с девушки легинсы и трусики — парень объяснить не смог. По его словам, вещи он собирал в сумку, чтобы разобраться с царящим вокруг хаосом, а вовсе не с целью уничтожить.
Дальше, по словам Яниса, он сидел в квартире, смотрел на стены и курил. Иногда шатался по улицам. В какой-то момент, чтобы узнать о происходящем, взял телефон Элины и смс-ками на звонки её сестры Агнесы. Свой телефон Янис уничтожил, хотя перед этим успел позвонить отцу и поговорить о будущей защите диплома.
18 мая он зашел к своему брату Харийсу и рассказал, что произошло. Приехал отец, отвез сына в участок, где тот и написал чистосердечное признание.
Казалось бы, все ясно. Но вот что не дает покоя родителям девушки: в своем признании Янис написал, что убил Элину 17 мая. Но на самом деле убийство произошло 15 мая. Почему такие даты разные? Ошибка следователя?
Версия родителей
По мнению Пупиньшей, дело вовсе не в том, что в первоначальные показания вкралась ошибка. Родители погибшей считают: дату смерти изначально скрывали, так как на 17 мая у друзей Гайгалса было алиби. А вот на 15 мая — нет.
Родители уверены, что здесь речь идет вовсе не об убийстве по неосторожности, за которое сейчас судят юриста.
— Нашу дочь накачали наркотиками, изнасиловали и все это снимали на видео. Потом труп должны были спрятать. Но этого сделать не удалось, поэтому и было решено, что вину возьмет на себя один человек, — уверены родители. — За убийство по неосторожности дадут несколько лет, а вот за убийство с групповым изнасилованием можно сесть и пожизненно.
Поэтом, считают родители, Янис и уничтожил свой телефон — там могли быть жуткие кадры убийства, поэтому одежда и белье девушки оказались разорваны и в крови, поэтому среди вещей в сумке оказалась и черная шапка с прорезями для глаз.
Экспертизы мобильных переговоров Яниса Гайгалса, чтобы узнать, с кем из друзей он связывался 15 мая, во время расследования так и не провели. Суд постановил проверить эти данные сейчас, но мобильный оператор ответил: это невозможно, данные так долго не хранятся.
Таким образом, проверить версию родителей, что Янис Гайгалс взял вину на себя, чтобы скрыть участие друзей — становится все труднее.
Delna просит разобраться
Вопросы к работе полиции в этом деле в конце концов возникли не только у родителей погибшей девушки. Легкомыслие, с каким его рассматривали, вызвала изумление и у Общества за открытость Delna. Представители общества в итоге попросили заняться этим дело KNAB.
В процессе всплыло множество фактов, показывающих как минимум поверхностность следствия, а возможно, и коррупцию, указывают заявители. По предположениям, на процесс мог повлиять отец обвиняемого — юрист Алфонс Гайгалс, который в Валмиере руководит фирмой «Likums un uznemejdarbiba».
Вот только некоторые странности дела, на которые ссылаются представители Delna.
* следователь пред уходом в отпуск забыл передать дело в прокуратуру. Из-за этого обвиняемого пришлось освободить из-под стражи.
* в зале суда полицейский утверждает, что при осмотре трупа видел на шее девушки следы удушения. Но в материалах дела нет ни одного фото шеи погибшей.
* отсутствует экспертиза, показывающая, чья кровь была найдена на месте преступения.
* пропал мобильный телефон обвиняемого и другие важные улики.
* есть подозрения, что в протоколы допросов вносились поправки.
В KNAB приняли заявление и начали его проверку, сообщает представитель бюро Лаура Душа.
Промежуточный финиш
Процесс продолжится 12 мая, когда свои показания должен дать обвиняемый. Адвокат Яниса Гайгалса Гуна Каминска признала после суда, что они с клиентом пока не решили, будет ли он говорить, или подаст письменные показания. В любом случае, после он может оказаться отвечать на вопросы других участников процесса.
Как убили Элину
23-летняя студентка Латвийского университета Элина Пупиня — дочь исследователя Даугавпилсского университета, директора Латгальского зоопарка, биолога Михаила Пупиньша и биолога Айи Пупини — была убита 15 мая 2012 года.
Как следует из материалов дела, убийство произошло в рижской квартире, которую снимал на улице Буллю ее друг Янис Гайгалс.
Версия обвинения такова: около 21.00 Элина пришла в гости к Янису. На тот момент парень выпил уже около 600 г виски и 200 г шампанского. Между молодыми людьми произошёл конфликт, в ходе которого Яниса схватил сидящую на диване Элину и начал её душить (и занимался этим около 1,5 минуты). Девушка сопротивлялась, однако нападавший, не отпуская свою жертву, нанёс ей не менее 8 ударов кулаком в челюсть, по носу, лбу и вискам, после чего ударил коленом по голове. От травм девушка скончалась.
Янис тем временем, прихватив из кошелька убитой в 10 латов, покинул квартиру.
Через несколько дней, 19 мая, он пришёл с повинной в полицию — на тот момент он уже был объявлен в розыск.
Свою вину по инкриминируемой ему 116-й статье УЗ (убийство) парень не признает. Как и обвинение по 1-й части 180-й статьи (кража в мелком размере).