В июле по "делу об 11-ти миллионах" прошло несколько десятков обысков и был ненадолго задержан влиятельный в политических кругах предприниматель и председатель правления баскетбольного клуба VEF Rīga Марис Мартинсонс.
По этому же делу проходит некая Анта Дишерейте. Ее предприятие, как утверждает Финансовая полиция, помогало уклоняться от уплаты НДС и легализовать полученные преступным путем средства, причинив госбюджету ущерб в размере более 11 миллионов евро.
Источники, информированные о ходе расследования, описали Дишерейте порталу Pietiek.com как «мелкую рыбешку», исполнительницу или наемного менеджера, служившую только вывеской для схемы, которую настоящие лидеры группировки использовали для отмывания денег и ухода от налогов. В ходе следствия она была освобождена из-под ареста несколько недель назад под крупный денежный залог.
Но то, что Дишерейте занималась «схемами НДС», не было тайной для узкого круга участвовавших в этом и ее знакомых, подтвердают источники. Однако эта история бросает тень и на главного специалиста KNAB Яниса Микельсонса, с которым Дишерейте живет уже, как минимум, год. Это, возможно, станет первым ощутимым доказательством подозрениям, что ведущие сотрудники KNAB, которые долго задавали тон в бюро, «срослись» с правящей политической элитой и связанными с ее финансированием предпринимателями.
Следователи копают, адвокаты готовятся
Один из предпринимателей, который в июле был ненадолго задержан в ходе проводимого Финансовой полицией расследования, - это связанный со строительными фирмами «Velve» и «Moduls Rīga» Марис Мартинсонс. То, что 9 июля прошел обыск в офисе «Moduls Rīga», Pietiek.com уже через пару дней подтвердила сама фирма. Его единственное официальное пожертвование политическим партиям было сделано в феврале 2006 года — 10 000 латов предшественнику «Единства» - «Новому времени».
О том, может ли Мартинсонс быть той самой «крупной рыбой», которая прячется за сотканной безвестной Антой Дишерейте сетью, Финансовая полиция молчит. От следователей неофициально прозвучали утверждения, что работа над распутыванием паутины продолжится. Однако со стороны же мобилизованных защитой юристов звучит уверенность, что доказать связь «крупной рыбы» с Дишерейте не удастся.
Уже через несколько дней после освобождения Мартинсонса встретили вылетающим за границу, и про случившееся он говорил без всякого волнения. Для прессы он ход дела и свое участие в нем не комментирует.
Предприятие переписали на белоруса
Единственное предприятие, в котором Дишерейте занимала должность в тот период времени, о котором говорится в анонимном сообщении Финансовой полиции о мошенничестве — с января 2012 года по март 2014 года, — это фирма «Adiva Actio», свидетельствуют данные Lursoft. Ее сферами деятельности указаны разработка строительных проектов, услуги по архитектуре и вспомогательные художественные работы. Фирма зарегистрирована 27 января 2012 года, а 10 июля этого года ее деятельность была закончена по решению Службы госдоходов.
Уже этой весной, 9 апреля единственным членом правления фирмы, сменив Дишерейте и ее родственницу Агнесе Круминю (ранее — Киндзуле), стал гражданин Белоруссии Дмитрий Харбаценка, свидетельствуют данные Lursoft. 25 марта он стал и единственным владельцем фирмы, переняв ее у Агнесе Крумини. Налоговые эксперты поясняют, что это новая тенденция, сменившая популярный ранее оформление бомжей в правления фирм, реализующие схемы НДС. Лицо без определенного места жительства все же можно найти для дачи показаний, поэтому в последнее время стало популярным оформление на работу граждан стран бывшего СССР, которых, если они не пересекают границу Латвии, сложнее найти следователям.
Еще одна странность — финансовые отчеты «Adiva Actio» за 2012 и 2013 год показывают, что оборот фирмы был соответственно 134 533 лата (192 190 евро) и 200 760 латов (286 800 евро). Это не совпадает с приписываемой Дишерейте ролью в причинении ущерба --11 миллионов евро госбюджету. Один налоговый эксперт объяснил Pietiek.com, что фирмы, реализующие схемы НДС, нередко пытаются рисковать и не указывать в годовых отчетах реальные объемы сделок.
Для справки: схема на 60 фирм
Пока об этом громком отмыве официально сообщается, что Управление финансовой полиции СГД совместно с Госполицией и Рижской муниципальной полицией пресекли деятельность преступной группировки, которая причинила госбюджету убытки более чем на 11 млн.
Преступная группировка осуществляла незаконное занижение размера налога на добавленную стоимость (НДС), подлежавшего уплате в госбюджет. "Участники группировки вовлекали в преступные действия своих родных и близких знакомых, а полученные в результате преступных действий средства тратили на роскошную жизнь, покупая недвижимость, эксклюзивные автомашины и отправляясь в путешествия", — рассказала Эвита Тейце-Мамая.
В рамках расследования проведено 87 обысков по месту жительства, в офисах и автомашинах вовлеченных в преступную схему лиц в Риге, Юрмале, Елгаве, Лиепае и Гробини. При обысках изъяты печати, калькуляторы кодов, документы и другие вещественные доказательства вовлеченных в преступную схему предприятий.
Известно, что клиенты схемы - реально работающие предприятия, в отчеты о НДС включали фактически не происходившие сделки с фиктивными предприятиями, снижая таким образом налоговые платежи в бюджет, сказала Тейце-Мамая. Для осуществления этой схемы и организации фиктивных сделок были учреждены более 60 фиктивных фирм. Преступная группировка действовала в основном в строительстве, торговле нефтепродуктами и различными товарами, а также — в сфере услуг. Реально работающие предприятия, использовавшие преступную схему для отмывания денег, регулярно участвовали в конкурсах по закупкам, организованных государством и самоуправлениями.
В ходе досудебного расследования выяснилось, что организовали и руководили преступной группировкой пять лиц, в том числе две женщины, а поддерживали ее деятельность еще девять лиц.
"Организованная преступная группа действовала очень осторожно, неоднократно меняя адреса тайных бюро. В ней царила иерархия, каждый член группы знал свою роль, задачи и обязанности. К совершению преступных действий организаторы и пособники вовлекали своих родных и близких знакомых, обеспечивая секретность деятельности преступной группы", - пояснила представитель СГД.
Всего в рамках уголовных процессов было задержано 11 лиц, подозреваемыми признаны 14, в отношении двоих избрана мера пресечения в виде ареста, в отношении других — меры, не связанные с лишением свободы. Уголовные процессы начаты по статье Уголовного закона о нарушении правил бухгалтерии и статистической информации, по статье об уклонении от уплаты налогов и приравненных к ним платежей, а также — по статье о легализации преступно добытых средств.